РЖД оштрафовали на 2 млрд: товарные поезда идут со скоростью 9 км/ч

13/11/2012 - 21:25 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

РЖД оштрафовали за монополизм. Сегодня федеральная антимонопольная служба потребовала от компании заплатить 2 с лишним миллиарда рублей за то, что злоупотребляет положением на рынке грузовых перевозок. О перевозках пассажирских в ФАС пока ничего не говорят.

Между тем, накануне глава компании Владимир Якунин рассказал о скорой приватизации РЖД. 25 процентов акций уже в следующем году собираются продать как минимум за 280 миллиардов рублей. То есть вся стоимость компании – один триллион 120 миллиардов рублей. Наш коллега Вячеслав Ширяев оценил, не мало ли.

Ширяев: Действительно, у РЖД есть проблема. Помимо прибыльных грузовых перевозок, есть пассажирские. Государство их постоянно дотирует, денег постоянно не хватает. Сейчас решили, что проблема, которую несет на себе государство, была переложена на плечи частных инвесторов, которые за свои деньги должны войти в РЖД, а эти деньги государство должно потратить на РЖД. Обсудим эту проблему с нашим гостем Алексеем Безбородовым, генеральным директором компании Infranews. Ричард Брэнсон взялся в свое время за английские железные дороги и попытался их поднять, превратить во что-то удобоваримое. Мы все знаем, что качество железнодорожных перевозок в России оставляет желать лучшего, кроме «Сапсана» похвастаться нечем. Как Вы считаете, если будет приватизация в РЖД, что мы получим как пользователи?

Безбородов: Мы, скорее всего, вообще ничего не получим, мы получим просто некую оценку рынка, причем западного нашей РЖД как инфраструктурной монополии.

Ширяев: Сегодня Ольга Дергунова, руководитель Росимущества, сказала, что, возможно, те деньги, которые инвесторы будут приносить в РЖД, будут потрачены потом самой же РЖД на то, чтобы нам всем стало лучше, чтобы инвестпрограмма выполнялась, потому что у РЖД очень много задач. Вы считаете, если будут эти деньги, которые принесут инвесторы, использованы на это, это поможет все-таки монополии?

Безобородов: Во-первых, Ольга Дергунова очень сильно изменилась, странно в последнее время комментировать события в РЖД. РЖД очень много денег за последние годы, порядка 120млрд долларов, потратила на инфраструктуру и на свои прочие нужды. Значительно лучше не стало. Становится пока только хуже с точки зрения управляемости

Ширяев: А какие у них проблемы?

Безбородов: У нас скорость движения грузового состава упала сегодня с 20 км/ч в 2009 году до 9,5 км/ч на сегодняшний день. Поезда идут пешком.

Ширяев: Я лично убедился в этом, когда пытался отправить груз угля из Кемерово в порт в районе Одессы. Это действительно нереальные сроки, и зарубежный партнер в итоге отказался. Сейчас история заключается в том, что правительство хочет продать 25% РЖД. Якунин предлагает для начала продать 5%, а потом посмотреть. Почему идет такое перетягивание каната? Кому это выгодно? Может, кто-то положил глаз на эту монополию, хочет заполучить государственные рельсы?

Безбородов: Была б моя воля, я бы все 100% продал. Подозреваю, что по первости лучше продать 5%, чтобы понять, прицениться. Главное, не поручать Якунину.

Ширяев: Что вы лично имеете против Якунина?

Безбородов: За время его деятельности – почти 9 лет – совершена корпоративная реформа, которая сегодня лишила управляемости монополию. Сегодня координальные решения производятся консенсусом 20 крупнейших частных железнодорожных операторов подвижного состава.

Ширяев:  Но ведь он тоже действует в рамках ситуации, которую ему навязывют, например, он был против приватизации Первой грузовой компании. Ее приватизировали, и в итоге вагоны, которые стоят 2 с лишним миллиона рублей, были продали за 530 тысяч рублей. Почему же он виноват?

Безбородов: Вы говорите о новых вагонах, а речь идет о подержанных.  Вопросы к этой сделке есть, но это не главное. Во-первых, эта сделка охватывает 12% рынка подвижного состава. Первая грузовая компания не является лидером рынка по многим сегментам. Лидерами рынка являются частные операторы.

Ширяев: А какие претензии к Якунину?

Безбородов: Очень простые: организация процессов им не контролируется, все роздано вице-президентам по направлениям, делегированы на 100% все полномочия. Выстроены управленческие вертикали таким образом, что все документы по РЖД делают 2-3 круга.

Ширяев: Вы предъявляете претензии к корпоративному управлению, но проблемы в отрасли не решатся одним человеком. Якунин говорит, что 70% прибыли по пассажирским перевозкам приносит СВ и купе, а плацкартные перевозки составляют копейки. Зачем поддерживать такую структуру? Может быть, пустить дешевые самолеты, дать дискаунтеры?

Безбородов: Дискаунтер – это одно ведомство, с пассажирскими перевозками все очень банально: РЖД не контролирует собственные расходы. Огромное количество денег переносится в расходную часть пассажирских перевозок и грузовых.

Писпанен: Мне интересно как обывателю, почему ФАС никогда не интересуется пассажирскими перевозками РЖД? Якунин постоянно просит дотации у государства, получает их, тем не менее, цены на билеты растут чуть ли не каждый месяц, я уж не говорю про праздничные дни.

 Ширяев: Билеты на самые дешевые услуги – перевозка в плацкартных и сидячих вагонах – растут максимум на 10%, государство ограничивает. Все остальное может расти неконтролируемо – СВ и купейные перевозки. РЖД в плане пассажирских перевозок не имеет альтернативы в стране. Многие предлагают оставить рельсы государственными, а частные поезда пустить по ним. Рельсы и станционное хозяйство – это очень большие затраты, ни одна компания их не потянет, только государство может их содержать.

Другие выпуски