РПР-ПАРНАС перестал раскалываться. Но остается вопрос – ходить в Кремль или нет

07/02/2014 - 10:58 (по МСК) Тимур Олевский

Партия РПР-ПАРНАС, кажется, избежала раскола, который еще недавно казался неизбежным. Региональные активисты критиковали московских политиков Михаила Касьянова и Бориса Немцова за излишний, на их взгляд, радикализм. В регионах до сих пор сильны позиции Республиканской партии – это та самая РПР, которая через суд добилась возобновления регистрации и объединилась с незарегистрированным ПАРНАСом. Республиканцы даже начали регистрировать параллельную организацию, и так ее и назвали – «Республиканцы России». Причем занимался этим один из помощников Владимира Рыжкова. Но вот теперь, как пишут в пятницу, 7 февраля, «Ведомости», регистрация в Минюсте приостановлена. А сам раскол будет обсуждаться на федеральном политсовете РПР-ПАРНАС. Эту тему Тимур Олевский обсудил с Ильей Яшиным, одним из лидеров партии.

Олевский: Илья, правильно ли мы понимаем, что все примирились, договорились или это только временное перемирие?

Яшин: Ряд противоречий сохраняются, хотя взаимное желание сохранить партию, мне кажется, очевидно. Действительно, распущен оргкомитет новой партии по требованию двух из трех сопредседателей, причем вопрос был поставлен довольно жестко. Если бы этого не случилось, то люди, которые вошли в оргкомитет новой партии, то есть члены нашей партии, которые одновременно занимаются созданием новой партии, просто были бы исключены из РПР-ПАРНАС на заседании политического совета. Поэтому они приняли такое решение и определенный выбор. Хотя ряд противоречий сохраняется, дискуссия завтра будет непростая. Я бы не взялся делать прогнозы о том, чем она закончится.

Олевский: А правильно ли мы понимаем, что Владимир Рыжков, один из сопредседателей партии, поддался давлению, которое на него оказали другие сопредседатели и члены партии, и смирился с тем, что новой партии у него не будет?

Яшин: Это надо спросить у Рыжкова, я не знаю, смирился ли он, что у него новой партии не будет, либо он такие планы все-таки сохраняет на будущее. В принципе, один оргкомитет распустили, но это не мешает создать другой оргкомитет. Вопрос о том, сумеем ли мы прийти к общему знаменателю на заседании политического совета, сумеем ли мы найти компромисс по тем вопросам, к которым сегодня существуют разные точки зрения. Я не берусь делать прогнозы. Ситуация в партии непростая, будем говорить откровенно, но партия уникальна. По сути, единственная в России независимая партия, которая способна выдвигать на выборы действительно независимых кандидатов, ни с кем не согласовывая. Вы прекрасно понимаете, что если бы ПАРНАС не выдвинул, например, Навального летом минувшего года в мэры Москвы, не нашлось бы другой партии, которая это бы сделала. Это значит, что Алексей Навальный сейчас остался бы в тюрьме. Совершенно очевидно, что Навального выпустили по главной причине, потому что он был на тот момент кандидатом в мэры Москвы.

Олевский: Илья, я тут хочу тебя перебить и напомнить одну историю, ты, наверное, тоже ее хорошо знаешь. Дело в том, что когда выдвигали кандидатуру Навального на участие в выборах мэра Москвы, у вас внутри партии было голосование. Кто-то голосовал за эту кандидатуру, кто-то – против, известно, что Владимир Рыжков был против. Но как он потом рассказывал, в том числе и в нашем эфире, например, вы, Илья Яшин, и кто-то еще, как он выразился, слил СМИ результаты голосования поименно. Это тоже был одним из поводов для его обид. Вам удалось каким-то образом преодолеть разногласия? Вы обсудили эту ситуацию внутри партии, не помешает ли это дальнейшей работе?

Яшин: Я эти претензии отвергаю, хотя Рыжков продолжает настаивать на том, что кто-то куда-то слил. У нас был довольно откровенный разговор на эту тему, я его попросил представить доказательство в поддержку своих обвинений, но он этого сделать не смог. Я расцениваю его высказывания, в том числе публичные, как крайне некорректные и лживые. Но это уже на его совести пусть остается. Другой вопрос, что если человек выступает с какой-то позицией внятной и готов ее аргументировать, не очень понятно, почему он ее скрывает. Ну, выступил против выдвижения Навального, у него были свои аргументы. Это одна из политических позиций, чего уж стесняться-то этого? Его заявления в мой адрес, на мой взгляд, абсолютно некорректны, ничем не обоснованные и не подтверждены. Я эти претензии отвергаю. Действительно, это привело к осложнению отношений между нами. Но я бы не хотел, чтобы проблемы внутри партии переводились в личную плоскость. Это не имеет никакого значения, какие у меня личные отношения с Рыжковым. Речь идет о том, что партия, единственная, по сути, независимая партия в России, которая выдвигала независимого кандидата в мэры Москвы, которая должна, на мой взгляд, выдвинуть целый список независимых кандидатов с Мосгордуму, речь идет о том, чтобы эта партия не утратила регистрацию. По сути, ряд наших коллег нас шантажируют, требуют, чтобы мы пошли на уступки, пошли на выполнение их требований. В противном случае они угрожают партию развалить.

Олевский: Какие требования?

Яшин: Их требования, в частности, по изменению союзнического курса, чтобы мы скорректировали то, с кем мы имеем взаимоотношения, а с кем не имеем.

Олевский: Против кого выступают коллеги?

Яшин: Я думаю, что лучше задать этот вопрос нашим коллегам. Я бы не хотел в качестве испорченного телефона транслировать их позицию. Есть ряд противоречий по тому, как мы должны взаимодействовать с властью, должны ли мы ходить в Кремль, не должны ходить в Кремль. Причем речь ведь идет не о том, чтобы, как вы сказали, замолвить слово за узников Болотной по поводу амнистии. Речь идет о том, должны ли мы быть той партией, которая выступает в качестве массовки, когда Путин делает заявление о демократичности нашей политической системы, вот на фоне там должны ли мы махать руками или не должны, или мы должны проводить независимый курс, независимую политику.

Олевский: Завтра состоится собрание, на котором вы, наверное, примиритесь или нет, по крайней мере, попытка такая будет сделана. Понятны ли какие-то дальнейшие предвыборные планы у партии, в каких выборах следующих партия РПР-ПАРНАС готова поучаствовать?

Яшин: Ключевые выборы – это выборы в Мосгордуму. У нас есть договоренность с целым рядом политических организаций.

Олевский: А завтра будет обсуждаться кандидатуры конкретные на этих выборах?

Яшин: Нет, это вопрос московский. До выборов еще есть время. Этот вопрос будет, видимо, обсуждаться в рамках бюро и в рамках политсовета московской организации. Завтра все-таки будут стратегические вопросы обсуждаться. Конечно, выборы в Мосгордуму для нас являются приоритетными. Мы рассчитываем на то, что РПР-ПАРНАС станет площадкой для выдвижения целого ряда кандидатов, в том числе и для тех, которые не состоят в партии. То есть РПР-ПАРНАС станет площадкой для объединения всего протестного движения, как это было на выборах мэра Москвы.

Фото: РИА Новости

Другие выпуски