Писаревский: спрос на речной транспорт не упадет

Здесь и сейчас
13 июля 2011
Поддержать программу

Комментарии

Скрыть

Родственники погибших, а также пострадавшие пассажиры теплохода "Булгария" сейчас не могут получить даже страховку - это 12 тыс. рублей. Все потому, что она покрывает только международную перевозку. Ростуризм сегодня предложил изменить саму систему страхования - чтобы туристы, которые путешествуют внутри страны, страховались также как и те, кто выезжает за рубеж.

Эту тему обсуждаем с замглавы ведомства Евгением Писаревским.

Казнин: Возникает сразу масса вопросов. То есть страховать всех, кто путешествует внутри России – это, наверное, физически невозможно, ведь люди путешествуют как с помощью туристических фирм, так и сами, дикарями так называемыми.

Писаревский: Мне кажется, что сегодня в очередной раз у нас встал уже не только второй, но и третий извечный русский вопрос – а сколько стоит человеческая жизнь? Безусловно, она бесценна, это личная трагедия. Но государство должно создать правовые условия, чтобы жизнь человека была застрахована. Вот в данном случае очевидно, что граждане оказались без какой-либо компенсации, и если бы государство не пришло на помощь, то родственники пострадавших получали бы в длительных судебных процессах, очень сложных процедурах компенсацию. Так вот эта идея не Ростуризма, уже в Государственной думе находится законопроект, который был внесен правительством Российской федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. Он был принят в первом чтении, второе чтение планируется на осень. Предполагается, что все поездки на транспорте в пределах России и за рубежом как на источнике повышенной опасности будут застрахованы.

Писпанен: У нас же сейчас уже застрахованы поездки на поезде, например. Автоматически включена в стоимость билета.

Писаревский: Действует указ президента 1992 года. Вы правильно отметили, 12 тысяч. А что касается туристических перевозок, то только международных. Так вот речь идет обо всех перевозках, в том числе туристических в стране. Желательно поднять уровень страховой защиты не менее 2 млн., как это сделано уже на воздушном транспорте. Что касается администрирования и внутренних туристских маршрутов, то мы, конечно, имеем в виду организованный туризм, потому что самодеятельные туристы – их трудно проконтролировать, на то он и самодеятельный туризм. Конечно, страховка должна осуществляться в части туристических поездок через туристические фирмы либо через перевозчиков. Механизм этот будет отработан, безусловно.

Писпанен: Насколько подорожают турпутевки тогда внутри страны?

Писаревский: Это другой наш извечный вопрос. Сейчас задача, и собственно, мы общались с коллегами из Минтранса, разработчиками этого закона, чтобы безопасность и доступность услуг не входили в противоречие. Все на это обращают внимание, потому что последние события показали, что граждане хотят путешествовать внутри страны, но стоимость последнего тура была достаточно невелика и экономична. То есть задача государства – обеспечить недорогое путешествие, но с качеством и комфортом. И безопасностью – самое главное. Тарифы будет устанавливать государство, здесь по согласованию, конечно, с бизнесом, но они должны быть доступны.

Казнин: Сколько это удорожание – 20%?

Писаревский: Дело в том, что все это должно быть включено в стоимость перевозки непосредственно, и человек в принципе об этом не должен знать. Конкуренция на страховом рынке должна свести эту цифру к минимальным размерам. Мы же не ощущаем это в сфере воздушных перевозок, например.

Казнин: Сколько человек организованно путешествуют по России? Есть какие-то приблизительные цифры?

Писаревский: По итогам прошлого года – около 32 млн. человек.

Казнин: Если каждый застрахуется, то это и совершенно невероятные объемы финансовых средств. Те же игроки будут этим заниматься?

Писаревский:  Мы говорим это об общем количестве туристов, которые, в том числе, и напрямую с гостиницами заключили отношения. Это тот, кто размещался в средствах размещения. Через турфирмы, я думаю, цифры меньше, но все равно это миллионы людей.

Писпанен: Это будет тоже законопроект – обязательное страхование? За границу сейчас ведь нельзя выехать, не застраховавшись?

Писаревский: Не совсем так. У нас в законе о туристской деятельности есть норма необязательная или вмененное страхование, и больше она реализуется благодаря тому, что ряд консульств и представительств иностранных государств требуют такую страховку для получения визы. Но сейчас наша задача, учитывая развитие безвизового обмена, ввести нормы в закон, чтобы они действительно были обязательные. То есть некие минимальные стандарты. Мы говорим, что эта сумма должна быть - которой сейчас, кстати, нет - выше 900 тыс. рублей или $30 тыс. Хотя для определенных стран Европейского союза эта сумма может быть и 40 тыс. евро касаться и выше. Не говоря уже об экстремальных путешествиях – дайвинг, горные объекты, спелеологические. Здесь рекомендуемые суммы – $50 тыс. и выше.

Казнин: Те же страховые компании будут этим заниматься?

Писаревский: Страховые компании те же, и здесь каких-либо ограничений за исключением наличия лицензии нет. То есть любая страховая компания, получив лицензию, может заниматься данными страховыми продуктами.

Писпанен:  Хотелось бы еще поговорить на тему не только затонувшей «Булгарии», а на тему того, что вообще в принципе очень многие эксперты высказываются, что практически умирает речной туризм. Во-первых, нет судов, они все примерно такого же возраста и состояния, новых не появляется, потому что очень дорого покупать их за рубежом, а у нас не строятся. В принципе, сейчас по итогам масштабной проверки, которая будет проводиться после трагедии на Волге, многие могут точно так же прикрыться хотя бы на какое-то время. Вообще можно говорить о том, что речного туризма уже через 5-7-10 лет не будет в России?

Писаревский: Я не могут с этим согласиться, потому что и круизный, и морской туризм во всем мире – наиболее конкурентоспособная сфера туристской деятельности. Она растет – 12 млн. туристов во всех странах путешествовало по внутренним водным и морским. У нас потенциал роста – еще 1 млн. туристов сверху.

Писпанен: Потенциал-то, может быть, и есть, но на чем они будут ходить?

Писаревский: Речные перевозки составляют 3%. Что касается качества флота и его технического состояния, то все эксперты сейчас говорят о том, что да, мы в сложной ситуации находимся, но это не значит, что на данных судах невозможно осуществлять их перевозки. Все зависит от технического состояния судна, и есть у нас такие объекты, и в Европе, которым более 100 лет, на паровом двигателе, и они совершают не только экскурсионные, но и круизные маршруты. Это некое прикосновение к истории техники. Задача – чтобы судно было технически безопасно и комфортно. А это можно создавать уже с учетом тех судов, которые есть.

Писпанен: У нас трагические, к сожалению, прикосновения к истории техники.

Писаревский: Давайте мы определим все-таки причины гибели этого судна. Они пока не установлены. После поднятия это, наверное, будет понятно, и ответ будет получен на все вопросы.

Казнин: А опыт других стран о чем говорит по поводу обязательного страхования внутреннего? Западный?

Писаревский: Западный опыт говорит о том, что, в основном, страхование распространяется, прежде всего, на выездной туризм. Задача – максимально защитить своих граждан за рубежом, так как они находятся в уязвимом положении, набор сил и средств безопасности государством, поэтому это используется. Внутри страны для нас это актуально с учетом огромных просторов нашей страны, большого числа населения и, может быть, необустроенности внутренних маршрутов. Кстати, МЧС уже тоже поднимает длительное время необходимость страхования аварийно-спасательных работ, потому что государство тратит огромные средства для самодеятельных туристов, по их спасению, которые не соблюдают требования безопасности. И вот такие аварийно-спасательные работы тоже могут включаться в страховку, но при условии, безусловно, механизма администрирования. То есть кто-то должен страховать. Это либо туроператоры, либо инструкторы-проводники, которые водят группы, например, в горах или по другим туристическим объектам повышенной опасности.

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия