Рост тарифов неизбежен, как восход солнца

Здесь и сейчас
27 марта 2012
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
У Российских железных дорог не хватает денег. Чтобы реализовать существующие планы по развитию компании, монополии нужны 4 триллиона 138 миллиардов рублей, а таких средств у РЖД нет. Поэтому в госкомпании решили повышать тарифы.

Начнут с грузового транспорта: там тарифы в ближайшее время повысят на 4%. Правда, и это повышение не спасет – слишком уж масштабны планы по строительству. Как сходятся во мнении эксперты, РЖД в ближайшие годы потребуются многомиллиардные вливания из бюджета. Так, например, вчера глава монополии Владимир Якунин в личном блоге написал, что Минтранс предлагает правительству «выбрать, что для России важнее»: построить высокоскоростную магистраль между Москвой и Санкт Петербургом или расширить Байкало-Амурскую магистраль.

Некоторые пункты приходится вычеркивать уже сейчас. Так, например, из планов РЖД выпал Екатеринбург: раньше власти собирались протянуть туда скоростную железнодорожную ветку и к 2018 году — времени проведения в России чемпионата мира по футболу – пустить «Сапсаны».

На что РЖД реализовать свои грандиозные планы, обсудили с Игорем Николаевым, директором департамента стратегического анализа ФБК. 

Дмитрий Казнин: Ждать ли повышения тарифов?

Игорь Николаев: Это все равно, что ждать ли завтра, что солнце взойдет? Я думаю, что все-таки взойдет. Поэтому, да, ждите.

Мария Макеева: Какая у вас оптимистичная подача! Солнце всходит - тарифы повышаются. Жизнь продолжается.

Казнин: Солнце заходит, а тарифы не понижаются.

Николаев: Сейчас вопрос - как вы сказали - по поводу 4%. Тогда немножко оптимизма: это пока еще только предложение. То есть, так называемая, «инвестиционная составляющая». Вот 4% попросили на то, чтобы мы расширяли инфраструктуру. Хотите, чтобы мы инфраструктурно обеспечивали экономический рост? Тогда придется скинуться грузоотправителям - повысить тарифы на 4%.

Здесь у меня возникает вопрос: на самом деле, железнодорожная инфраструктура федерального значения - это, действительно, предмет заботы государства. А что, мы раньше не знали, что потребуется расширение? Допустим, мы или государство недостаточно вкладывали в инфраструктуру, а складировали деньги в Резервном фонде, сначала в Стабилизационном фонде. Почему мы переводили природные ресурсы в финансовые, а не материальные? Чтобы потом предложить грузоотправителям - субъектам экономики - скинуться? Это неправильно, на самом деле.

Немного оптимизма по поводу 4%. РЖД действует как в старые советские времена - добрые, недобрые - по принципу «проси больше - все равно дадут меньше». Им, на самом деле, этих дополнительных 4% не надо. И они прекрасно понимали, что им не дадут. Но надо попросить 4, чтобы дали хотя бы 2. И этого будет достаточно. Это такая тарифная политика - все естественные монополии действуют по такому принципу. Поэтому, скорее всего, тарифы вырастут, инвестиционная составляющая будет. Ведь даже высокоскоростную магистраль между Мосвой и Санкт-Петербургом очень хочется и надо построить, ведь чемпионат мира по футболу будет в 2018 году. А это - при нашей любви к внешним эффектам - святое. Поэтому тарифы повысят, но, может быть, не столь значительно.

Казнин: Честно говоря, я готов был бы платить больше за билет, если бы точно знал, что эти деньги пойдут на строительство той же сверхскоростной магистрали до Петербурга или до Екатеринбурга. Или, например, действительно будут вкладывать в строительство сети скоростных дорог по всей стране.

Макеева: Даешь общественные железные дороги! В продолжение темы об общественном телевидении.

Казнин: Это нужно, ведь это действительно выводит экономику на другие темпы роста. Современные дороги. Чего, к сожалению, в России до сих пор нет.

Николаев: Я думаю, многие так рассуждают. Или смотрят по телевизору как играет «Локомотив» - ладно, сегодня он еще неплохо играет, но думают: «Каких футболистов он приобретает за такие деньги?». А ведь эти деньги - это деньги-то как раз с грузоотправителей. Ничего бесплатного не бывает. Поэтому вопрос об эффективности расходования средств, которые получают железнодорожники от повышения тарифов - этот вопрос был, есть и еще будет, к сожалению, долгое время оставаться актуальным.

Казнин: РЖД - эффективная компания?

Николаев: Смотря как посмотреть на это дело. Эффективная - неэффективная, но работает в прибыли. Возят, вроде бы, грузы, но уже многие заявки грузоотправителей не удовлетворяют. Поэтому, вроде бы ничего, но, с точки зрения получилась реформа или нет, появилась там конкуренция или нет, следует признать, что нет, не появилась. У нас уже составляющая железнодорожного тарифа в стоимости конечной продукции значительно выше, чем в развитых странах. А по стоимости грузоперевозок мы обогнали уже и Европу, и Америку. У нас сейчас возить по железной дороге дороже, чем в развитых странах. Нет все-таки конкуренции-то.

Макеева: Да, солнце всходит - тарифы растут, в том числе тарифы на грузоперевозки.

Николаев: Конкуренции нет.

Макеева: Спасибо. В гостях у нас был Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК. 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.