Российский фильм поедет на Каннский фестиваль

19/04/2012 - 19:38 (по МСК) Павел Лобков, Ольга Писпанен
Фильм Сергея Лозницы «В тумане» по повести Василя Быкова вошел в конкурсную программу 65 Каннского кинофестиваля.

Сам режиссер уже выразил надежду ,что его работа в конкурсе не затеряется среди конкурентов. А состав участиков в этом году оказался очень сильным: соперниками Лозницы станут Дэвид Кроненберг, Михаэль Ханеке, Карлос Рейгадас и другие европейские классики.

«В тумане» – одна из самых драматичных фронтовых повестей Василя Быкова. 1942 год, Белоруссия, оккупированная немцами, крестьяне, колеблющиеся между ненавистью к оккупантам и к коммунистам, которые недавно раскулачивали их деревни. По сюжету, партизан Буров отправляется на поиски предателя Сущени, который, как позже выясняется, стал жертвой оговора односельчан. Сам режиссер называет этот период войны «самым темным и непонятным в отечественной истории».

Главные роли в фильме исполняют неизвестные Европе молодые актеры. Сам Сергей Лозница уже участвовал в Каннском фестивале 2010 года, не получив наград. Найдет ли отклик его новый фильм у каннского жюри, узнали у кинообозревателя ДОЖДЯ Ольги Шакиной. 

Шакина: Я беседовала об этом фильме с одним из исполнителей главных ролей – Владом Абашином, он играет одного из партизан, которые приходят расправляться с ложно обвиненным деревенским жителем. Он сказал, что такого удовольствия, как от съемок с Лозницей, он не получал никогда, хотя все было довольно жестко, Лозница вообще жесткий режиссер, всегда знает, чего хочет. Более того, он с момента своего игрового дебюта (он знаменитый документалист, один из главных не только русскоговорящих, но и европейских документалистов нулевых), дебютировал с фильмом «Счастье мое», был взят в Канны сразу в основной конкурс, вызвал неоднозначную реакцию русскоязычной кинокритики. Его обвиняли в жесткости, шовинизме, чуть ли не в нацизме.

Относительно Лозницы можно сказать только то, что он без всяких иллюзий смотрит как на человеческую природу, так и на идеологически корни того, что сейчас происходит в нашей стране и бывших республиках Советского союза. Думаю, что повесть Быкова он экранизировал совершенно неслучайно, он будет продолжать гнуть ту же линию, что он уже гнул в «Счастье мое»: подвергать сомнению главную вещь, которая нас объединяет, на которой строится современная отечественная идеология – святая священная война, которая объединила наш народ. На самом деле не все так просто.

Лобков: То есть это будет спорное кино, как спорны и все новеллы Василия Быкова, который с трудом пробивал себе дорогу в толстые журналы в 80-е годы.

Шакина: Я думаю, это будет очень жесткое кино. Когда мы говорили с Лозницей после его премьеры «Счастье мое», он сказал, что следующим он будет обязательно экранизировать Быкова, потому что он в наивысшей степени соответствует тому, что он хочет сказать по поводу отечественной истории и о российском менталитете вообще. Можно сказать по поводу каннского отбора, что Лозница попал в основной конкурс вне сомнения означает, что он вошел в так называемую каннскую обойму режиссеров, новые работы которых всегда ждут в Каннах. Это очень важно, это значит, что он сравнялся с теми людьми, которые специально к Каннам готовят свои фильмы, в том числе с Михаэлем Ханеке, фильм которого «Амур» - один из самых ожидаемых в конкурсе этого года. 

Также по теме
    Другие выпуски