Ройзман может стать мэром Екатеринбурга, в Кремле вроде не против и не стали снимать его с выборов

14/08/2013 - 22:38 (по МСК) Михаил Зыгарь, Мария Макеева
Поддельные листовки, наклейки на лобовое стекло, угрозы и шантаж… Кандидаты в мэры Екатеринбурга жалуются на использование властью грязных технологий. В «Единой России» обвинения опровергают.

Выборы мэра Екатеринбурга и депутатов городской думы состоятся восьмого сентября – в единый день голосования. В них участвует глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. И по опросам, вполне может выиграть. О выборах по‑уральски – Ульяна Малашенко.

Малашенко: «На выборах мэра против меня пошла волна чернухи», – пожаловался сегодня в своем ЖЖ кандидат от партии «Гражданская платформа» Евгений Ройзман. Он утверждает, что избирателей обзванивают в автоматическом режиме и распространяют про него неприятные сведения – например, об уголовном прошлом политика. Кроме того, Ройзман говорит о раздражающих листовках с его именем, которые его оппоненты якобы наклеивают на стекла машин. «Выглядит это все истерично и беспомощно», – резюмирует политик. Его гражданская жена и глава штаба – Аксана Панова – убеждена, что все это организовали приезжие политтехнологи, однако, по ее словам, весь этот черный пиар, наоборот, работает на Ройзмана, который уже во всю ведет переговоры с кандидатами в депутаты местной Думы.

Аксана Панова, глава штаба кандидата в мэры Екатеринбурга от «Гражданской платформы» Евгения Ройзмана: Ничего необычного не происходит. «Единая Россия» навыписывала консультантов со всех уголков страны. Нас не пускают в телевизор. У нас нет билбордов, растяжен, никакой наружной рекламы. То, что они делают, например, обзванивают, пытаются про него гадости по телефону говорить, так мы им только благодарны, что наконец начали говорить людям, что 8 сентября выборы. Более того, сообщают, что Евгений Ройзман выдвинулся. У нас система управления городом двухголовая. Есть сити-менеджер и мэр. Мэр – это председатель Думы. Большая часть людей, которая сейчас баллотируется в депутаты, уже побывала у него и с ним поговорила негласно. Сниматься он не собирается.

На использование грязных технологий жалуются и в штабе кандидата от «Справедливой России» Александра Буркова. Там заявляют, что в ход пошел даже шантаж.

Олег Заремба, представитель штаба кандидата в мэры Екатеринбурга от «Справедливой России» Александра Буркова: Запущена гадкая машина по уничтожению оппонентов. Достается и Буркову, и Ройзману. Началось все с выпуска поддельных газет, которые повторяют символику, расцветку. Например, если Бурков известен как борец за права жителей в сфере ЖКХ, то вышла газета, в которой сам Бурков якобы призывает повысить тарифы. Когда впервые зашла речь о выборах, было заведено уголовное дело на брата Александра Буркова – Виктора. Александру Леонидовичу говорили, может, не стоит выдвигаться, у тебя же брат. Был семейный совет, и Виктор сказал, прогибаться нельзя.

Впрочем, в штабе кандидата от «Единой России» Якова Силина все обвинения опровергают – и, более того, даже называют Ройзмана «нормальным кандидатом».

Антон Третьяков, представитель штаба кандидата в мэры Екатеринбурга от «Единой России»: Я не вижу, чтобы Екатеринбург был наводнен черными технологиями, провокациями. Идет нормальная избирательная кампания. То, о чем заявляют кандидаты, иногда, может быть, это деятельность их оппонентов, в иногда самострел, когда кандидат сознательно устраивает провокацию сам против себя. Нам приходят какие-то сигналы о провокациях против наших агитаторов, но это чуть ли не один случай. Что значит, добиваться снятия Ройзмана? У нас нет такого вопроса на повестке дня. Нормальный кандидат, нормальная ситуация для города Екатеринбурга.

На пост мэра Екатеринбурга претендуют 14 кандидатов. Помимо Ройзмана, Буркова и Силина, политологи выделяют кандидата от КПРФ Андрея Альшевских и Анастасию Бакину, которая проводит кампанию под парадоксальным лозунгом «А вы знаете, что мэр бесправен?» Впрочем, по мнению, политолога Алексея Макаркина, основная борьба развернется между кандидатом от «Единой России» Яковом Силиным и Ройзманом. Эксперт напоминает, что он долго отказывался баллотироваться, пытаясь договориться о судьбе своей гражданской жены Аксаны Пановой, которой грозит уголовное преследование.

Алексей Макаркин, политолог: Он бы отказался от участия в кампании, если бы от Аксаны отстали. Здесь он, может быть, апеллирует уже к Кремлю, который не хотел бы, наверное, такого главу областного центра. Но вопрос, насколько Кремль захочет выступать в качестве арбитра в этой ситуации. Вариант,  свойственный России – это запретить, предотвратить, не допустить. Он конкурирует с кандидатом от власти. Силин имеет административный ресурс. «Мы – они» - это поляризация появилась с  приходом  в кампанию Ройзмана, то есть либо ты голосуешь за Ройзмана, либо за власть.

Несмотря на слухи о возможном снятии Ройзмана, журналист издания «Znak.com» со ссылкой на свои источники утверждает, что его конфликт с местными властями исчерпан, и более того, даже Кремль якобы не против участия Ройзмана в выборах.

Дмитрий Козелев, журналист издания «Znak.com»: Придраться в любой кампании есть к чему. Насколько я знаю, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев ездил в Москву и задавал вопрос, возможно ли снятие Ройзмана. Но есть установка Кремля на то, что выборы должны проходить более или менее честно и Ройзмана допустили. Насколько я знаю, в Москве в Администрации президента санкций на снятие Ройзмана не дали, сказали, что если Ройзман побеждает, идет работа с Ройзманом.

Добавлю, как и в Москве, в Екатеринбурге выборы мэра и выборы депутатов местной Думы состоятся 8 сентября – в единый день голосования.

Другие выпуски