«Родина» Гельмана не нравится властям

14/05/2012 - 23:12 (по МСК) Михаил Фишман, Ольга Писпанен
Скандальную выставку «Родина» в Новосибирске, скорее всего, так и не увидят – экспозицию вновь лишили площадки. На этот раз ее выгнали из негосударственного учреждения – здания бывшего городского аэропорта «Северный». В здании просто отключили воду и электричество и выставили охрану.

До этого «Родина» покинула стены местного краеведческого музея, предположительно, после того, как в областном министерстве культуры решили, что выставка Гельмана может вызвать серьезные разногласия в обществе. А в Краснодаре на галериста и куратора ополчились уже местные православные.

О сложных взаимоотношениях современного искусства и власти ДОЖДЮ рассказал куратор этой выставки, галерист Марат Гельман. 

Катаев: По словам самого Гельмана, в Новосибирске давление на выставку оказал лично губернатор области Владимир Юрченко. Куратор считает, что именно он дал команду: «Родину» убрать». Так оно и произошло, хотя выставка безобидная, там просто собраны произведения искусства о стереотипах, связанных с Россией.

Однако в Краснодаре другая экспозиция Гельмана «Icons», темой которой является художественное переосмысление икон, завтра, все-таки, откроется, в этом, все-таки, помог губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Хотя епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл и ряд православных потребовали от властей Краснодара запретить эту выставку и всяческую деятельность Гельмана, который собирается там через несколько лет открыть музей современного искусства. Однако Ткачев отбил претензии и заявил, что на выставке не будет ничего, что оскорбляло бы моральные ценности или веру.

Хотя сейчас уже дошли до того, что выставки пытаются сразу прикрыть. Раньше было по-другому: подавали в суд. Самый известный пример – выставка «Запретное искусство-2006», которая проходила в Сахаровском центре в начале 2007-го года. На ней были представлены предметы искусства, которые по-разным причинам так и не были показаны в музеях. Костяк экспозиции – религиозные символы, соединенные с объектами поп-арта, например, черная икра вместо лика святых, Микки-Маус вместо Иисуса, или сын Божий на рекламе Макдоналдса.

В общем, как бы не возмутиться хоругвеносцам? Вот они и подали жалобу в прокуратуру. В результате еще в 2007-м кураторам Андрею Ерофееву и Юрию Самодурову предъявили обвинения в том, что на выставке якобы демонстрировались произведения, содержащие оскорбительные изображения в отношении христианской религии. Таганский суд Москвы, а потом и Мосгорсуд признали их виновными и наложили на организаторов «Запретного искусства» штраф в размере 350 тысяч рублей. Но обвинители все равно были расстроены, они требовали 3-х лет лишения свободы для каждого.

Те же люди, что ополчились на выставку «Запретное искусство», пытались прикрыть и другую экспозицию «Осторожно, религия» Гора Чахала, которая 2 года назад открылась в притворе храма святой Татьяны при МГУ. И там были примерно такие же работы, что и на выставке.

Православные активисты назвали все работы кощунственными, пытались запретить выставку, но тогда у них, к счастью, видимо, не вышло.

Если вернутся к самому Гельману, то он человек в таком роде противостояния закаленный. Еще в 2006-м очередная группа православных граждан оскорбилась его выставкой «Россия-2», которая проходила в ЦДХ, современные художники довольно смело тогда высказались на ней о положении дел в современной России, но православные посчитали, что чувства верующих задеты, подали в суд, но тогда Замоскворецкий суд опять встал на сторону галериста.

Поговорил я сегодня с одним известным арт-критиком, Александром Евангели, который считает, что такие нападки консервативных кругов общества не являются чем-то экстраординарным, это всегда было, всегда будет.

Евангели: Любой кризис математически сопровождается увеличением амплитуд. С одной стороны мы видим очень интеллектуальный лагерь на Чистых прудах, с одной стороны повышается интеллектуальный градус, а с другой стороны повышается консервативный градус и градус мракобесия. Эта ситуация повышения градуса, повышения амплитуд, она вообще очень характерна для любого кризиса, в том числе и экономического.

Катаев: Выставка откроется завтра в Краснодаре, поэтому будем считать, что мракобесие проиграло.

Писпанен: С нами на прямой линии Марат Гельман. Министр культуры областной заявляет, что губернатор тут ни при чем, что даже была специальная комиссия созвана, которая решила, что никакого урона обществу эта выставка не нанесет, тем не менее вы считаете, что это происки властей?

Гельман: Я не считаю, я, к сожалению, знаю это. Дело в том, что мы эту выставку пригласили. Мы ее сделали в Перми, Новосибирский музей пригласил ее к себе, мы ее с удовольствием дали. О проблемах я узнал из прессы. Когда это все случилось, я поговорил с губернатором, это был получасовой разговор, тяжелый, со мной говорил человек достаточно чванливый, невежественный, который высказывал мнение про работы, которые к выставке не имеют отношения.

Писпанен: Сейчас говорят, что можно еще посещать выставку, и что могут придти даже те же самые православные и байкеры, которые очень недовольны этим. Вы будете дальше ее возить по городам? Ожидаете каких-то проблем в регионах?

Гельман: Дело в том, что изменилась атмосфера в стране, и поэтому проблемы могут быть. Но у нас эту выставку просят не только в стране, у нас ее просят даже в Минске. Музей будет более жестко подписывать договора с теми музеями, которые нас приглашают.

В середине сентября эта выставка будет в Москве, все увидят, что в ней нет ничего. Я считаю, что запрещать нельзя и острые выставки, но в этой выставке очень много иронии, очень много самоиронии, и она не острая, не критичная. Это роскошная выставка, посвященная клише в России. И, конечно, художники относятся к этим клише с иронией. И если эта ирония кажется опасной, то у нас все очень плохо в стране.

Писпанен: Такие запреты, препоны, которые ставят власти, они увеличивают стоимость работ «Запретного искусства»?

Гельман: Я не думаю. Может быть, они увеличивают известность работ. Рынок сегодня напрямую не связан с такой социальной активностью, коллекционеры – люди профессиональные, они ценят место работ в истории искусства. Но я думаю, что выставка «Родина» станет исторической, потому что это масштабное исследование клише в России. 

Также по теме
    Другие выпуски