Ректор школы «Сколково» Андрей Шаронов: нужно выбирать - либо стоять в пробках, либо платить за парковки

05/12/2013 - 17:17 (по МСК) Юлия Таратута

Ректор  московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов рассказал Юлии Таратуте об итогах «Урбан Форума» в Москве, о том, какие изменения ждут москвичей в транспортной системе, и сколько будут стоять парковки в Москве.

Таратута: Андрей, насколько я понимаю, вы были сегодня участником не только UrbanForum, который вы когда-то создавали и имели к нему в качестве чиновника московского большое отношение, но и на транспортной неделе в Москве. Это два разных мероприятия. Чем была хороша транспортная неделя? Станет ли нам легче дышать в Москве в смысле транспорта?

Шаронов: Транспортная неделя только началась, сегодня была первая встреча, первое заседание в Гостином дворе. Обсуждали не парковки и даже не Москву, тема большой пленарки касалась возможности привлечения инвестиций в инфраструктуру, прежде всего в транспортную инфраструктуру. Уже стало общим местом говорить о том, что, как сейчас говорят на производственном сленге, расшивать узкие места, то есть нехватка инфраструктуры, имеется в виду, прежде всего, дороги приводят к отставанию в развития. Это общий факт. Как раз говорили о том, как привлекать инвестиции и бюджетные и прежде всего не бюджетные в очень дорогие, длинные и труднопредсказуемые с точки зрения окупаемости проекта. Например, строительство платных дорог, строительство портов, строительство железных дорог. Сегодня об этом говорили.

Таратута: Кажется, мы не раз обсуждали эту тему в разных форматах, но тема не устаревает, что кажется, именно инфраструктурные проекты, по крайней мере, об этом говорит Forbes периодически и его рейтинги, это способ довольно серьезного обогащения и поступательного движения вверх по лестнице самых богатых бизнесменов России, обогатившихся на госзаказе.

Шаронов: Я рад за бизнесменов, которые обогатились на этом. Но я хочу сказать не об этом. Я хотел сказать, что по международной статистике государственные инвестиции в развитии инфраструктуры – 1 рубль инвестиций государства приносит 6 рублей из частного сектора. Это довольно большой мультипликатор. И еще две цифры – примерно 35-45% инвестиций в инфраструктуру возвращается  в виде налогов, и примерно 50% инвестиций - в государственную инфраструктуру, в транспортную идут российским предприятиям на заказы. Ты есть порождаются таким образом длинные цепочки, когда деньги оборачиваются в экономике России несколько раз. Это, безусловно, полезно. У нас была сегодня интересная ситуация, там была интрига. Там были  отраслевики - железнодорожники, автомобилисты, производители машин для транспортной отрасли вагонов, трамваев, и были инвесторы – частные фонды, государственные фонды, например, Российский фонд прямых инвестиций, Европейский банк реконструкции и развития, юридические фирмы, которые сопровождают эти проекты. Ситуация выглядела, как встреча продавцов и покупателей. Продавцы – это те, которые владеют проектами, управляют отраслями и говорят: «Смотрите, какие мы классные, покупайте наши проекты и развивайте». Это были  - ‘покупатели, которые говорят: «Ну, вообще все хорошо». И один из участников сравнил ситуацию как картинку на московском рынке, что стоит покупатель, у которого навалено все: мясо, рыба, фрукты, овощи, и он это продает. А рядом ходят покупатели, вроде бы есть что покупать и есть что продавать, но покупка происходит очень редко. Я, как модератор, задал вопрос: где тот фактор X, почему не взлетает все. Такой консенсус был, что фактор X – это доверие, которое выражается в стоимости денег, в оценке рисков России, в ожидании доходности. Вот все в мире это существенно меньших масштабах.

Таратута: У нас плохой бизнес-климат, в общем?

Шаронов: У нас он недостаточно хороший, потому что справедливости ради надо сказать и сегодня это отмечали, что много разных проектов появляется. Открыли пулковский терминал – это государственно-частное партнерство, большое количество частных денег. Открыли дорогу платную объезд Одинцово, более 20 километров дорога, которая уже открыта и функционирует, а в платный режим она войдет с начала 2014 года, то есть проекты частного государственного и частного партнерства уже не миф, по ним уже ездят, и они работают. Но такого массового прорыва, как это есть в других странах, например, в Китае, его пока не происходит из-за этого фактора X. То есть все равно нужно тупо  работать на то, чтобы снижать уровень рисков, снижать различные возмущения в экономике, уменьшать инфляцию, что приводит к дешевизне денег. И, в конце концов, все это приводит к тому, что и длинные, долгие проекты становятся интересными и доходными инвесторам.

Таратута: Давайте вернемся к нашей прикладной теме. Объясните, пожалуйста, людям, которые протестуют против платных парковок в Москве, против повышения цен. Очевидно, с их точки зрения это справедливо, потому что это из их кармана. Почему это так полезно?

Шаронов: Я буквально только что пришел с урбанистического форума, где была встреча мэра с ведущими участниками этого форума – это крупнейшие урбанисты, мэры и вице-мэры городов, экономисты, которые занимаются городской проблематикой, социологи, люди, которые занимаются социальным обслуживанием и так далее. На самом деле это цвет, и мы очень рады, что в Москве появилась такая площадка, куда эти люди очень известные и ценные в мире приезжают  и смотрят на нас, говорят о себе, о своих ошибках, о своих достижениях. Для нас это очень важно, чтобы не изобретать велосипед. Я могу вам сказать, что вывод, о котором говорил мэр Богаты, это известный в мире человек, который произвел революцию. У него не было денег на метро, но он  построил скоростные автобусы. Решил серьезно эту проблему у себя в городе, далеко не в самом богатом городе мира. Они говорили о том, что чудес не бывает, чем больше дорог и парковок бесплатных вы строите, тем большее количество транспорта вы привлекаете. Нигде в мире, я повторяю, это не фигура речи, нигде в мире через расширение дорог и строительство парковок проблему транспорта не решить.

Таратута: Вы не платите, вы не сможете продохнуть, вы не сможете ездить.

Шаронов: Это заблуждение, что если оставить этот пробел, то нам будет хорошо. Нет, к сожалению, все устремляются в эту щель, и она существенно блокируется. То есть не только вы, которые живете рядом с этой дорогой, сможете ею воспользоваться,  все могут воспользоваться. Поэтому вывод, о чем все сегодня говорили: И Лондон, и Богота, и Пекин и так далее – это, к сожалению, удорожание личным транспортом параллельно с приоритизацией общественного.

Таратута: Эксперимент с платными парковками можно признать удачными. Все мои друзья паркуются при помощи паркоматов, просто я не вожу, на моих глазах заполняют все нужные штуки по телефону и страшны довольны, кроме того, что кто-то не любит платить деньги.

Шаронов: Люди все не любят платить деньги, тут чудес не бывает.

Таратута: Но я сейчас говорю о другой категории людей, которые любят платить за услуги. Проехали - с парковками работает. Не все же сводится к парковкам. Что еще успешного произошло? На слуху как-то кроме  экспериментов с парковками ничего нет. С общественным транспортом пока…

Шаронов: Общественный транспорт, да. Я говорю банальности, но в такой тяжелой проблеме, которая накапливалась даже не десятилетиями, а столетиями, эта конфигурация Москвы затрудняет решение транспортной проблемы, вот эта концентрическая, моноцентрическая ситуация. Давайте вспомним историю с метрополитеном, он же сейчас фантастически темпами развивается и выходит за пределы МКАД.

Таратута: С одной стороны, фантастически развивается, с другой стороны, все время катаклизмы, кажется, что износ довольно велик. Или это ощущения?

Шаронов: Я и не знаю. Насчет катаклизмов я не слышал, дай Бог, чтобы их не  было. Но я знаю, что количество станций, которое было сдано в прошлом году, будет сдано в  этом году и в следующем, оно неуклонно растет. И это как раз альтернатива пользования личными автомобилями. Вопрос не в том, чтобы все запретить, вопрос в том, чтобы запретить то, что блокирует город, но развивает то, что спасает ситуацию. Первоклассный метрополитен, выделили линии автобусные, уже сейчас 175 выделенных линий, кстати, от некоторых город отказался, когда это стало очевидно, что они неэффективны. Здесь нет никакого фанатизма, это не сама цель, а способ решения проблемы.

Таратута: Мы совершенствует метро, пока не можем справиться с наземным транспортом.

Шаронов: Мы не открываем Америку и не изобретаем велосипед. Мы тихо делаем то, что делает весь мир. Мы развиваем общественный транспорт и, к сожалению, ограничиваем использованиеличного автотранспорта.

Таратута: У нас есть какие-то планы еще пешеходных улиц?

Шаронов: Наверное, надо спрашивать у ньюсмейкеров мэрии. Я могу сказать, что мэр сегодня говорил, что, и на первом и на втором урбанистическом форуме много говорили, что город является красивым и привлекательным не вообще, а в конкретной пространства, где приятно бывать, где безопасно бывать. Эти конкретные зоны – это как раз общественные пространства, пешеходные зоны, где тебе не угрожают автомобили, где ты можешь зайти в кафе, посидеть на улице. Важна связанность этих зон, что тебе перейти из одной в другую не надо пересекать какие-то улицы через мчащийся поток автомобилей. Ведь у нас протяженность этих зон за два года увеличилась даже не в разы, а в десятки раз, большое количество зон. И это здорово, потому что это делает город привлекательным. Это, кстати, все отметили иностранцы.

Таратута: Что еще из того, что принесли с собой мэры городов, о которых говорите сегодня, нам можно заимствовать?

Шаронов: Юля, еще одна банальность, которая теперь мне близка, которую я не могу сказать, сказали, что надо учиться.

Таратута: Свежая мысль.

Шаронов: Мысль, да, абсолютно неожиданная. Я очень рад, что в Московской школе управления «Сколково», где я теперь работаю, мы развиваем программы по обучению госслужащих. Завтра утром будет завтрак для мэров и губернаторов, который я проведу на урбанистическом форуме, современный портрет городского чиновника. Это очень важно с точки зрения и компетенции, и ожиданий жителей, каким они  хотят увидеть этого самого чиновника. Приходите.

Другие выпуски