Путин предложил переименовать "средний бизнес"

Здесь и сейчас
25 мая 2011
Поддержать программу

Комментарии

Скрыть

Вечная тема переименования и перезахоронения сегодня снова стала актуальна. На этот раз, накануне Дня российского предпринимательства, премьер-министр Владимир Путин предложил переименовать российский "средний бизнес".

"От названия "средний" откажемся, а чем заменить — придумаем вместе" — , заявил премьер на презентации Агентства стратегических инициатив. Тут же последовало предложение называть бизнес "быстрорастущим" или "потенциально перспективным".

Привычное нам словосочетание "средний бизнес" является калькой с английского. Обычно этим понятием обозначаются компании, чей оборот колеблется от нескольких миллионов до миллиарда долларов. В России же в ходу такие обороты , как "малый и средний бизнес" , "предприятия крупного и среднего бизнеса", где "средний бизнес" является чем-то второстепенным и не всегда понятны

Еще в 2008 году Министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина высказала мнение, что в течение следующих 5-7 лет доля малых и средних предприятий в российском валовом внутреннем продукте достигнет 50%. Президент Дмитрий Медведев уделил особое внимание их поддержке и пообещал, что федеральное правительство будет способствовать их деятельности, а не препятствовать ей. При этом, доля малых и средних предприятий в России тогда составляла приблизительно 13-17 %, в то время как, например, в США эта величина была 50-60%, а в Евросоюзе — около 70%.

Что такое "средний бизнес" и как изменится его положение от переименования, — обсуждаем с предпринимателем Михаилом Сафроновым, руководителем Комитета по недвижимости Московского отделения "Опоры России" и Сергеем Цукасовым, директором Русского топливного агентства.

Казнин: Сначала, наверное, о понятии малый и средний бизнес. Есть в России четкие критерии этого понятия?

Сафронов: Я думаю, что в России этих критериев нет, потому что если за границей есть четко прописанные обороты, четко прописанный штат сотрудников, у нас эти критерии есть только на бумаге. Зачастую средний бизнес сталкивается с теми же проблемами, что и крупный бизнес, и с теми же проблемами, что и малый бизнес. По сути, как бизнес не называется, проблемы у бизнеса одни и те же – это кредитование, недвижимость, кадры, налоги и прочее.

Казнин: У крупного бизнеса есть очень серьезные лоббистские возможности, даже на первый взгляд кажется, что все-таки проблемы-то разные у крупного бизнеса и у среднего

Сафронов: Я думаю, что все равно проблемы более или менее одинаковые.

Казнин: Можно назвать его быстрорастущим?

Сафронов: Я думаю, что быстрорастущий бизнес – это, в основном, малый бизнес, потому что он развивается быстрее, чем развиваются компании среднего бизнеса. Потому что когда бизнес доходит до определенного этапа, ему гораздо сложнее расти вдвое, втрое, в 5, 10 раз в год.

Иванов: Честно сказать, не вполне понимаю, что такое средний бизнес в России. Понятно, что такое малый бизнес. Можно выйти к метро и увидеть этих малых бизнесменов в ларьках. Крупный бизнес виден в списке Forbes. А есть какие-то примеры более или менее известных всем средних российских компаний. Средний бизнес – это, грубо говоря, что? Это, например, Полонский?

Сафронов: Мне кажется, что да. Это либо строительные компании среднего размера, либо сетевые какие-то компании, которые имеют довольно большой оборот, в которых работает большое количество сотрудников, но, тем не менее, у них те же самые сложности, что у крупного бизнеса или у малого, несмотря на лоббистские возможности.

Иванов: То есть средний бизнес – это, грубо говоря, вторая сотня списка Forbes?

Сафронов: Может быть, третья, четвертая или пятая. Наверное, не первая и не вторая. Средний бизнес – как правило, не публичные компании, оценить их по капитализации, чтобы попасть в Forbes или не попасть - потому что Forbes оценивает, как правило, по капитализационной стоимости компании - это сложно сделать и не представляется возможным.

Малыхина: Господа, мне кажется, что средний бизнес, если мы берем в российском масштабе, то любая розница она с удовольствием подходит под этот критерий. Или вам кажется, что это не так?

Сафронов: Зависит от объемов. Если это палатка, то это не может быть средним бизнесом, конечно.

Казнин: В Москве последние годы при мэре Лужкове много говорили, по крайней мере, о том, что город поддерживает малый и средний бизнес, что выделяются деньги, что проходят какие-то съезды. В разговорах частных предприниматели все время жаловались на то, что все наоборот – что бизнес свой с нуля практически невозможно начать в Москве, сейчас по крайней мере, что количество предприятий не увеличивается (малых и средних), только сокращается. Мы даже сейчас не берем ситуацию с кризисом. И по всем социологическим опросам люди сейчас хотят идти в чиновники, а не в предприниматели. Это профессия, если это можно так называть, она и не престижна и во многом сейчас уже невыгодна.

Малыхина: Род занятий.

Сафронов: Отвечу по порядку. Первое, что касается субсидий и поддержки бизнеса, то правительство Москвы действительно поддерживает малый бизнес, а не занимается поддержкой среднего бизнеса, насколько я знаю. Потому что все субсидии или все преференции, которые город может предоставить, относительно небольшие, это суммы до 1 млн. рублей – это больше на стартапы, чтобы люди, которые работали по найму, могли попробовать себя в качестве предпринимателей. Я считаю, что все-таки, конечно, нужно поддерживать и средний бизнес. Для этого есть некоторые механизмы, допустим, фонд содействия кредитованию. Хоть он и называется «малого бизнеса», но он предоставляет довольно-таки немаленькие поручительства – до 30 млн. рублей, по-моему. Это можно отнести, в принципе, к поручительству ближе к среднему бизнесу. Что касается второго вопроса о культе предпринимателя и культе чиновника, то естественно надо помнить о том, что долгое время предприниматель был общепризнанным – это спекулянт, как их раньше называли, барыга, не побоюсь этого слова. а по телевизору мы видим, что чиновники провели вот это совещание, вот это мероприятие. Все о красиво, все очень хорошо смотрится. Поэтому, естественно, то, что видит подрастающее поколение по телевизору, туда они и хотят направлять свое развитие.

Малыхина: Мне кажется, это абсолютно не телевизионный момент. Это мечты студентов приблизительно со второго по пятый курс, которые ищут работу, они все говорят, что они, конечно, хотят работать в государственной отрасли какой-нибудь, неизвестной газовой или энергетической компании. Но речь там идет не потому, что они по телевизору видели замечательных чиновников, а потому что там есть возможности заработать.

Казнин: Наверное, даже пусть называют спекулянтами, но если законодательная база есть, если есть возможности для развития, то люди все равно пойдут в бизнес.

Цукасов: Я хотел поддержать нашу ведущую. Например, если из моей сферы деятельности, то сбытовое предприятие нефтепродуктообеспечения – это предприятие явно среднего бизнеса. Независимое, не принадлежащее нефтяной компании.

Иванов: То есть независимые сети АЗС.

Цукасов: Которые, кстати, сейчас очень плохо себя чувствуют в связи с нынешней экономической ситуации в сфере нефтепродуктообеспечения.

Казнин: Все-таки мне чтобы понять как человеку, который не в этой сфере, можно сейчас начать с нуля бизнес – средний или малый?

Цукасов: Я думаю, что да. На это есть все возможности. Если говорить о том, что делать это с помощью государства или с помощью города – да, город может предоставить помещение по льготной арендной ставке, город может дать субсидию, город компенсирует затраты на рекламу, затраты на обучение, есть очень классные образовательные программы, которое правительство Москвы поддерживает. Я в полной уверенности, что да, можно. У меня много знакомых, которые действительно достигли уже. Они ближе к среднему бизнесу, и старт был именно оттуда.

Малыхина: А где можно посмотреть на сайте? Вдруг наши зрители захотят покопаться и найти какой-нибудь небольшой льготный кредит или программу обучения?

Цукасов: В Москве этим занимается департамент поддержки малого бизнеса – он так и называется, его сайт можно найти в интернете - www.dmpmos.ru.

Малыхина: То есть вы видели живые примеры людей, которым давало все-таки правительство какие-то там субсидии и льготы по аренде? Затраты на рекламу – более того.

Казнин: И которые приходили с улицы, не связанны они ни с чиновниками, не имели никакого административного ресурса.

Иванов: А это не откатная разве программа?

Цукасов: Нет, это не откатная программа. Ходят много слухов, но проблема заключается в том, что предприниматели где-то ленятся собрать документы – в этом загвоздка. Проблема в самих предпринимателях, которые говорят, что вы знаете, у вас коррупция, это не получается, это вы не можете. И при этом нет конкретики и при этом нет конкретных предложений от предпринимателей.

Казнин: Мы говорили уже о том, что 70% малых и средних предпринимателей где-нибудь на Западе, в Европе, у нас сколько сейчас в России?

Сафронов: Относительно бизнеса? Я думаю, около 30%, мне кажется, вот такая статистика.

Малыхина: От чего?

Сафронов: Около 30% компаний от общего числа компаний – это представители малого бизнеса.

Казнин: А сколько занято в малом бизнесе относительно всего населения?

Сафронов: Около 5% по Москве. 5-7%.

Казнин: А по России меньше?

Сафронов: Меньше, да.

Казнин: То есть это практически погрешность социологическая?

Сафронов: Приблизительно так.

Цукасов: Мне кажется, существенно важно, какой объем валового продукта вырабатывают эти предприятия. Насколько я знаком, доля валового продукта, вырабатываемая средними и малыми предприятиями у нас существенно ниже, чем те же 30%. Я думаю, процентов 10-15 максимум.

Казнин: Мне так кажется, что у нас градус разговора такой – все хорошо. Даются деньги, можно все сделать. Но при этом почему-то у нас по стране это погрешность, у нас валовой продукт тоже еще меньше, не увеличивается количество предприятий. Собственно, на чем тогда экономика стоит?

Цукасов: Не совсем верно говорить, что предприятия не увеличиваются, просто большое количество предприятий малого бизнеса, которые начинают свой старт, закрываются в первые 2-3 года. В итоге есть статистика, что после 5 лет выживает буквально около 10%. Тут задача вовлекать новых предпринимателей в предпринимательскую деятельность, делать их активными предпринимателями.

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия