Путин меняет Конституцию: что стоит за реформой судов

07/10/2013 - 21:59 (по МСК) Тихон Дзядко, Лика Кремер
Владимир Путин хочет снова поменять конституцию. Сегодня президент внёс в Госдуму законопроект об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов. Фактически, Высший арбитражный суд упраздняется, а надзирать за экономическими делами теперь будет верховный суд.

Для того чтобы этот законопроект стал законом, собственно, и требуется поменять формулировки в статье Конституции о Верховном суде. Ради чего президент затеял эту масштабную реформу?

Впервые саму идею объединения Верховного и Высшего арбитражного судов Владимир Путин озвучил на Петербургском экономическом форуме.

Важно понимать, что такое объединение подводит черту под судебной реформой, которую запустил президент Медведев. Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов был назначен в 2005 году на эту должность именно по инициативе его бывшего однокурсника Дмитрия Медведева. При этом он не сидел без дела и доказал, что он эффективный менеджер. Это при нём арбитраж стали называть "средоточием порядка, процедуры, современных технологий, предсказуемости": прежде всего, он ввел электронный документооборот. Все движение дела можно проследить в интернете, уведомление сторон тоже происходит по интернету. Во-вторых, добился перевода в арбитраж корпоративных споров. Кроме того, он разрабатывал механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности – что должно повысить их ответственность и качество работы. После того, как Путин объявил о том, что арбитраж вообще должен исчезнуть, многие были озадачены. Председатель профильного думского комитета Павел Крашенинников объясняет реформу тем, что она снимает конфликт между судами общей юрисдикции и арбитражными судами: грубо говоря, сейчас обманутые дольщики могут обратиться в районный суд, а параллельно в арбитражном суде может рассматриваться с другой формулировкой такое же дело.

Павел Крашенников, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству: Те вопросы, которые можно было решать совместными постановлениями двух верхних судов, как-то они перестали применяться, и появлялись по похожим делам разные решения. Это, конечно, дестабилизирует экономику и вообще жизнь. Остается вся системы судов общей юрисдикции – мировые, районные, областные и так далее суды, а в арбитражных судах эта система – областные, апелляицонные, кассационные – это все остается. Ну плюс еще есть суд по интеллектуальным правам: там, видимо, изменения будут. Внизу ничего не меняется, поэтому коллапса судебного ожидать нельзя.

Внизу ничего не изменится, но вот руководитель должен поменяться. Политологи вспомнили, что Антон Иванов мог вызвать недовольство наверху своей независимой кадровой политикой. Вот что рассказал нам директор Центра Политических Технологий Игорь Бунин.

Игорь Бунин, директор Центра политических технологий: На пост зампредседателя Высшего арбитражного суда претендовало два человека. С одной стороны, судья этого суда с 20-летним стажем Сергей Сарбаш, с другой – Владимир Винокуров. Он делал карьеру в органах власти Санкт-Петербурга в одно время с президентом Владимиром Путиным. Он внезапно появился. И тот, и другой – доктора юридических наук. Винокуров был замначальника управления инвестиций и строительства «Газпрома». На вопрос, почему он пошел, он сказал, что он может организовать работу. Но Иванов и коллеги предпочли Сарбаша, потому что он доктор-цивилист, а Винокуров защитил диссертацию по наградам. Иванов тесно связан с Медведевым. Не очень хочется Путину, чтобы Иванов руководил Арбитражным судом.

Эксперты соглашаются с тем, что собственно весомых причин для того, чтобы проводить эту реформу, не смог назвать даже сам президент, когда комментировал ее. Таких причин не видит и Анатолий Кононов, 19 лет проработавший судьей Конституционного суда, пока из-за своего особого мнения не вступил в противостояние с коллегией и был освобожден от должности.

Анатолий Кононов, судья Конституционного суда с 1991 по 2010 годы: Я думаю только на то, чтобы вот эту самую вертикаль еще более «отвертикалить». Понятно, что когда много судов, ими сложно управлять, и много начальников над ними. Когда один начальник, легче управлять. Я думаю, только ради этого, потому что никакого другого эффекта из этого вряд ли можно получить.

Многие заговорили о том, что все это – вообще подготовка к уходу Дмитрия Медведева на политическую пенсию. Юрист по образованию, он получит в наследство от своего однокурсника Антона Иванова модернизированный суд, чтобы заниматься там корпоративными конфликтами.

Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации: Когда задаешь такой вопрос в администрации президента, они смеются, потому что речь идет о чисто умозрительных вещах. Дмитрий Медведев, конечно, когда-нибудь уйдет в отставку, но судя по информации его окружения, речь идет  о том, чтобы возглавить всю судебную вертикаль. Верховный суд и высший арбитражный суды – это все-таки должность не настолько статусная. Судебная вертикаль традиционно считается зоной деятельности команды Медведева. Поэтому  я думаю, это будет кто-то из его окружения. Это может быть и Антон Иванов, и Александр Коновалов.

Косвенным намёком на версию о Медведеве называют место, где должен разместиться новый суд. Совсем недавно состоялась презентация архитектурной концепции судебного квартала для чиновников, который планируют построить на петроградской стороне в Санкт-Петербурге. Чиновники пообещали приступить к возведению судейского квартала в начале 2014 и завершить все работы за полтора два года. Пока, правда, не ясно, какой штат объединенного суда переедет в Петербург. Пока нужно дождаться одобрения законопроекта в думе, сенате и в субъектах, а потом будут назначены 27 судей квалификационной коллегии, которые на основе экзаменов сформируют состав нового верховного суда из 170 судей. Тогда же начнется отсчет полугода, когда структура арбитража передаст свои дела верховному суду.

Другие выпуски