Путин был прав: гринписовцы совсем не пираты, экипаж «Арктик Санрайз» может отделаться штрафом или условным сроком

Владимир Путин как всегда оказался прав: активисты «Гринпис» никакие не пираты, они, скорее морские хулиганы. Накануне вечером Следственный комитет переквалифицировал уголовное дело «Артик Санрайз» со статьи «Пиратство» на статью «Хулигантство». То есть как у Pussy Riot. Что теперь грозит 30 членам международного экипажа ледокола «Артик Санрайз» – «влепят им двушечку», как участницам панк молебна в храме Христа Спасителя, или могут вовсе отпустить?

Маргарита Журавлева: Давайте разберемся, что именно вчера, 23 октября, сказали в Следственном комитете.

Во-первых, «Приразломную» там называют стационарной платформой – с момента возбуждения уголовного дела шли споры, что это такое, потому что пиратство подразумевает нападение на судно, а если «Приразломная» не судно, то пиратства быть не может. Компания «Газпром Нефть Шельф» почему-то ни нам не отвечает, ни другим изданиям. Но вот следственный комитет, похоже, определился.

Во-вторых, в ведомстве как будто несколько недовольны арестованными, цитата «Поведение обвиняемых после задержания также не способствует скорейшему установлению истины по делу. Безусловно, у них имеется право не свидетельствовать против себя самих, которое не ставится под сомнение, однако при этом отказ обвиняемых от дачи показаний дает все основания органам расследования тщательно проверять все возможные версии произошедшего, в том числе и захват платформы из корыстных побуждений, и террористические мотивы, и ведение незаконной научной деятельности, и шпионаж». 

В-третьих, следователи не исключают, что могут добавить к хулиганству еще и 318 статью   применение насилия в отношении представителя власти. Вот что на этот счет говорят в Гринписе.

Халимат Текеева, пресс-секретарь Гринписа: «Несмотря на переквалификацию дела, обвинение все равно остается достаточно серьезным, срок до 7 лет. Это, конечно, не та реакция, которая является адекватной на мирную, ненасильственную акцию. Подчеркну, что Следственный комитет говорит о том, что невозможно говорить ни о каких мирных действиях, но Гринпис - это мирная, ненасильственная организация, никогда не занимавшаяся насилием, поэтому обвинение и эти слова являются нерелевантными, неправдивыми».

Алхас Абгаджава, адвокат фотографа Дениса Синякова, который снимал акцию экологов, говорит, что, по сути, обвинение еще не переквалифицировано. Для того, чтобы это было сделано, следователи должны известить защиту в положенные сроки, адвокаты должны приехать к своим подзащитным, и вместе с ними ознакомиться с обвинением в новой редакции. Но и с хулиганство адвокат не согласен.

Алхас Абгаджава, адвокат Дениса Синякова: «Что касается самой статьи, ну, вы же понимаете, это статья вообще из другой главы уголовного кодекса. При отсутствии вообще какой-либо совокупности действий, невозможно говорить одновременно, что одни и те же действия могли образовывать, по их мнению, и пиратство, и хулиганство, ну это чушь собачья. Естественно, нет состава вообще никакого, ни пиратства, ни хулиганства, даже рядом. Максимум, что есть - это административное правонарушение у капитана судна, который не подчинился приказам погранслужбы и так далее».

Что означают все эти новости? Во-первых, по словам адвоката Абгаджавы, как только все формальности необходимые будут соблюдены, теоретически следователи сами могут попросить меру пресечения для 30 человек, который сейчас обвиняются по делу «Арктик Санрайз». То есть, может случиться так, что на следующей неделе все эти люди, или хотя бы те люди, которые не были на лодках, которые двигались к «Приразломной», а были на ледоколе «Арктик Санрайз», окажутся не в СИЗО, а, например, под подпиской о невыезде. Но здесь тоже много разных моментов: где они будут жить, если будут под подпиской о невыезде, потому что никто из них в Мурманске не прописан.

Во-первых, если не будет 318-й стати – применение насилия, – то чем отличается предыдущее обвинение от нынешнего? По той части, которая была у «Арктик Санрайз», нельзя бы не сесть в тюрьму. Предполагалось наказание от 10 до 15 лет лишения свободы. За хулиганство же максимальное наказание – 7 лет лишения свободы и теоретически за хулиганство, совершенное в составе группы лиц можно получить штраф или обязательные работы. Наш коллега Илья Шепелин из издания Slon.ru собирал статистику по тому, какие бывают приговоры по 213-й статье, ч. 2. Он рассказал, что нашел 81 результат, из них 21 результат был реальные сроки, 43 – условные и 17- штраф. Напомню, это было до приговора по делу Pussy Riot, соответственно, как минимум еще один приговор с хулиганством и реальным сроком мы с вами имеем.
Другие выпуски