Аракчеев: "Я никогда не воевал с чеченским народом"

15/06/2011 - 19:27 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин

Не прошло и двух дней с похорон Юрия Буданова, как в интернете появились видеообращения других военных, осужденных за убийства мирных чеченцев. Сергей Аракчеев, бывший майор, приговоренный к 15 годам тюрьмы, выложил в сеть послание премьер-министру Владимиру Путину с просьбой пересмотреть его дело. 

Как утверждает Сергей Аракчеев, на самом деле он никого не убивал. И дело - подстроено.

Подробности у нашего обозревателя Ильи Васюнина.

Васюнин: Действительно за преступления во время чеченских кампаний было осуждено всего несколько военных. Это сотрудник ГРУ Эдуард Ульман, ОМОНовец Сергей Лапин и собственно Юрий Буданов. Их обвинили в убийстве мирных жителей, они получили реальные сроки, причем достаточно было такое и в суде, и за его стенами сражение общественности. С одной стороны правозащитники, с другой стороны националистические группы боролись, доказывали друг другу, спорили. Дело Сергея Аракчеева и Евгения Худякова стоит несколько в стороне, действительно оно уникально по своим обстоятельствам, потому что, например, Аракчеева и Худякова судили дважды судом присяжных, и оба раза оправдывали. Всякий раз приговор отменялся, последний раз – в третий раз – их судил профессиональный судья, и он уже вынес обвинительный приговор. Напомню обстоятельства дела. В 2003 году Аракчеев и Худяков находились в Грозном, служили в Чечне. Аракчеев – сапер, занимался разминированием. Их обвиняли в том, что они остановили «Волгу» с местными жителями, вытащили оттуда человека, посадили его в БТР и несколько часов возили, пытали и мучили. Одновременно остановили КАМАЗ и расстреляли там троих человек, которые там находились. Следствие, защита говорит, что у них есть, во-первых, алиби, потому что они были на другом боевом задании. В деле нет нормальной экспертизы, то есть похоронили людей без проведения… не были сравнены пули, они не были извлечены из тел и т.д. В общем, по обеим сторонам в этой ситуации опять все те же люди – с одной стороны правозащитники, я читал обращение участников общества «Мемориал», которые говорят, что Аракчеев виновен, с другой стороны, есть националисты, которые говорят, что судят русского офицера. Действительно хочу сказать, что дело не то чтобы неоднозначное, а даже, скорее, можно говорить о том, что если люди хотели добиться справедливого приговора, то расследование и следствием проведено достаточно плохо. О чем сейчас идет речь? Действительно Сергей Аракчеев записал обращение, на этот раз к Путину. Сказал, что дело приобрело очевидно политическое звучание, поэтому Путин, как лидер правящей партии, лидер ОНФ, может только в этом разобраться. Что если есть какие-то нарекания со стороны чеченцев и т.д., он не имеет никакой ненависти, никогда не испытывал к чеченцам, он не воевал с чеченским народом.

Аракчеев: Я никогда не воевал с чеченским народом, отношусь к нему с глубоким уважением, что подтверждают в суде все, кто меня знал. И не уверен, что чеченскому народу нужны ритуальные жертвы в моем лице. Я не прошу для себя никаких исключений и послаблений закона, а просто полного его соблюдения.

Писпанен: Может, он просто боится, что его убьют как Буданова?

Васюнин: Я задал этот вопрос адвокату его, Дмитрию Аграновскому. Как раз в день убийства Юрия Буданова Дмитрий Аграновский поехал в колонию записывать это обращение. Первый мой вопрос был, естественно, вообще это совпадение или нет, потому что у всех ощущение, что на волне того, что произошло с Будановым, поднялось возмущение со всех сторон и говорят, что это такая внесудебная казнь, подозревая кровную месть. И вот на этой волне решили адвокаты воспользоваться этой ситуацией как-то, свою историю отыграть. Дмитрий Аграновский говорит, что это совпадение.

Аграновский: Это чистое совпадение. И объяснить это с рациональной точки зрения невозможно. Мы ему сообщали об этом вечером. Когда он дописывал это обращение, он об этом не знал. Аракчеев на свой счет это не отнес ни в малейшей степени. У нас совершенно другие обстоятельства. Мы никого никогда не убивали. У нас алиби, на мой взгляд, вообще 100%-е совершенно. Насколько я знаю, в Чечне к Аракчееву совершенно нет такого отношения, как было, к сожалению, к Буданову. На сайте нашем www.arakcheev.com, там есть обращение к президенту Медведеву, оно открыто для подписания. Мы приняли решение обратиться и к Владимиру Владимировичу.

Васюнин: Я спросил, почему именно сейчас. Очевидно, что речь о выборах. В предвыборной ситуации, например, Путин может воспользоваться, как-то повлиять на это дело. Второй момент – в ближайшее время будет рассмотрена жалоба в Европейском суде по делу Аракчеева. Подана надзорная жалоба на последний приговор в Верховный суд в связи с некими открывшимися обстоятельствами. О них, как сказал Дмитрий Аграновский, будет объявлено на следующей неделе. 

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски