Путешествие из Нидерландов в Москву. Почему «Яндекс» послушался Сечина и вышел на московскую биржу

Здесь и сейчас
4 июня 2014
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть

«Яндекс» дошел до московской биржи, как и просило правительство. Сегодня начались торги акциями поисковика и крупнейшей IT-корпорацией страны в России. Весьма оперативно: выход «Яндекса» на Московскую биржу произошел всего-то через полтора месяца после того, как первый вице-премьер Игорь Шувалов призвал российские компании, ценные бумаги которых торгуются на заграничных биржах, возвращаться на родину. Впрочем, по сути, «Яндекс» и не совсем российская компания. Головной структурой «Яндекса» является зарегистрированная в Нидерландах Yandex. В мае 2011 года компания провела IPO на нью-йоркской бирже NASDAQ, причем весьма успешное IPO  — разместив 52 млн обычных голосующих акций, это 16% уставного капитала.

Но для тех, кто успел испугаться смены биржевой прописки:  не бойтесь, акции компании Yandex и дальше продолжат торговаться на бирже NASDAQ  параллельно с московской.

Вообще у «Яндекса» дела в последнее время не очень — говорят даже о политическом наезде. Так что многие не исключают и того, что решение переехать в Москву   политическое. О том, что Яндекс появится на Московской бирже, компания объявила еще в феврале, но сроки оставались неизвестными. В апреле этого года первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о том, что российским компаниям нужно рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего обращения своих акций на зарубежных биржах. «Сейчас к этому вопросу нужно серьезно подойти всем эмитентам, даже не связанным с процессом приватизации. Даже тем, кто прошел процедуру листинга на других зарубежных биржах, надо серьезно с соблюдением всех корпоративных процедур рассмотреть возможность перерегистрации на Московской бирже», — сообщается в «Газете.ру».

Выход на биржу NASDAQ  для «Яндекса» был крайне успешным: он привлек 1 миллиард 300 миллионов долларов – это второй результат за всю историю, первый был у Google в 2004 году (1 миллиард 670 миллионов). В целом «Яндекс» оценили в 8 миллиардов долларов. Это было в 2011 году. Вообще выйти на биржу Яндекс мог еще в 2008-м, но отложил это решение из-за кризиса.

В том же году компанию хотел купить бизнесмен Алишер Усманов. Многие видели в этом не только амбиции Усманова, которые интересуется высокими технологиями, но и желание Кремля установить контроль над Яндексом. В следующем, 2009-м, президент Дмитрий Медведев заявил, что необходимо следить за инвестициями иностранцев в крупнейшие российские интернет-проекты. В итоге это привело к тому, что «Сбербанк» купит так называемую «золотую акцию» Яндекса, которая дает ему право вето на сделки, предполагающие смену собственника более чем четверти компании. И с того момент компании в целом жилось спокойно до конца апреля этого года, когда факт иностранного капитала в Яндексе стал объектом критики президента Владимира Путина.

Тогда же Путин сказал, что интернет как возник как проект ЦРУ, так и развивается. В самом «Яндексе» официально ответили тогда, что «финансовые интересы инвесторов и управление компанией в „Яндексе“ всегда были разделены».

Через три недели Яндекс еще раз попал в новости – депутат Госдумы Андрей Луговой решил разобраться, должен ли «Яндекс» регистрироваться как средство массовой информации из-за того, что на его главной странице есть подборка новостей, и отправил соответствующий запрос в Генпрокуратуру.

Тогда многие сошлись во мнении, что дело здесь не в исполнении закона о СМИ, а о форме давления на «Яндекс». Как повлияет на ситуацию сегодняшнее появление компании на московской бирже, сказать пока что сложно. Накануне в газете РБК вышел материал с заголовком «„Яндексе“ доказывает свою лояльность». Видимо, эти действия можно назвать шагом на встречу и попыткой не ухудшать отношения с властью, но будет ли этого достаточно, неизвестно.

***

«Яндекс. Книга», в которой описана история крупнейшей в России международной IT-компании, поступит в продажу 5 июня. В ее основе — беседы с главными лицами Яндекса и рассказ о том, как «несколько программистов в заношенных свитерах стали долларовыми миллионерами благодаря своему уму, таланту и силе характера», сообщается на официальном сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер».

История «Яндекса» начинается в «Яндекс.Книге» с конца 70 х годов, когда будущий генеральный директор Аркадий Волож и сооснователь Илья Сегалович вместе учились в школе. В числе других героев книги — бывшие и нынешние руководители различных подразделений компании: Елена Колмановская, Евгений Ломизе, Аркадий Борковский, Евгения Завалишина и другие. Автор «Яндекс. Книги» — журналист, спецкор газеты «Известия» и заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов Митрич.

«Это первая книга про „Яндекс“, где описана не просто канва событий, которую можно узнать из наших интервью, выступлений и пресс релизов, а команда „Яндекса“, дух и смысл наших действий, наш понедельник, начинающийся в субботу, — сказала бывший главный редактор Яндекса, ныне консультант компании Елена Колмановская. — Автор понял это и сумел рассказать другим. Для миллионов наших пользователей, как и для нас, „Яндекс“ — существо одушевлённое и симпатичное, и книга позволяет узнать его поближе».

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.