«Это огромное достижение в моей писательской жизни»

Интервью и произведения лауреатов Новой Пушкинской премии
18/10/2015 - 18:42 (по МСК)

В Год литературы Совет Новой Пушкинской премии решил обратить внимание на детское литературное творчество и вручил ее воспитанникам Лаборатории по работе с одаренными детьми при Московской городской библиотеке имени Гайдара. Дождь поговорил с детьми об их победе и творческих планах. Также мы представляем произведения лауреатов.

Церемония вручения Новой Пушкинской премии состоялась в мае 2015 года в Музее А.С. Пушкина. Премию учредили в 2005 году фонд Александра Жукова, Государственный музей А.С. Пушкина и Государственный музей-заповедник «Михайловское». Первым лауреатом в 2005 году стал исследователь русской и западноевропейской литературы Сергей Бочаров. Жюри и конкурса для определения лауреатов премии нет. Ее Совет возглавляет Андрей Битов.

Фото: ЦГБД имени Гайдара

Анна Остроумова
 
Война и мир в бассейне
 
Я хожу в бассейн в поликлинике, где в самом глубоком месте, к сожалению, мне только по грудь. Но все равно плавать доставляет мне большое удовольствие, потому что в это время я не занимаюсь музыкой и там много ребят. С одним из них я познакомилась недавно, причем очень странным образом.

Я спросила у мальчика, который был на вид старше всех: «Как тебя зовут?» Он мимоходом бросил: «Коля», и с явным нежеланием знакомиться скрылся под водой. Я не хотела навязываться и поплыла в другую сторону. Но на этом наше знакомство не закончилось. Коля начал брызгаться в маленького мальчика, который не умел плавать и беспомощно ходил по дну бассейна в самом мелком месте, а в воздухе делал руками движения, которые надо было делать под водой. Брызгаться и издавать лишние звуки у нас запрещено. Галина Викторовна, наш инструктор, не могла наорать на Колю, потому что не знала, как его зовут. Она закричала: «Мальчик!» И мальчики (а у нас почти все мальчики) к ней повернулись. Она потрогала его по голове длинной палкой, которую у нас все боятся, и спросила: «Мальчик, как тебя зовут?» И Коля ответил: «Артем». «Странный мальчик», — подумала я. Вскоре это подтвердилось.

На следующем уроке нас было всего три человека: я, Коля-Артем и маленькая Ариша. Девочка плыла очень медленно, Артем ее все время обгонял, причем с такими брызгами, что ей приходилось вставать на ноги и протирать глаза. При этом он делал не упражнение, а делал вид, что делает упражнение. Галина Викторовна это заметила и выгнала его в душевую кабину, чтобы он остыл. Но когда он вернулся, он сразу потеплел и опять начал хулиганить. Потом к Галине Викторовне пришел какой-то дяденька, и она особо не смотрела на нас, а только диктовала упражнения. Артем совсем развеселился и даже не делал вид. Тогда я поняла, что пришла моя очередь действовать.

В бассейне просто плавать хорошо, но очень буднично. А если при этом с кем-нибудь воевать, то каждый раз все будет по-новому.

Артем в это время пугал бедную Аришу: он подходил к ней (он высокий, а она маленькая), вставал в позу страшного медведя и показывал, что будто хочет ее съесть. Я брызнула в Артема, он обернулся ко мне, и в это время Ариша уплыла. Раздосадованный Артем стал брызгаться в меня, но мне-то ничего: я в очках. Кроме того, я отвернулась и стала смотреть на Аришу. Я приняла расслабленную равнодушную позу и сделала такое лицо, что мне все равно — плескается Артем или нет, есть он тут или его нет. Хотя он меня очень доставал. В конце концов я не выдержала и сказала ему взрослым тоном: «Плыви, твоя очередь». Я была уверена, что он не послушается меня, но в этот момент на нас посмотрела Галина Викторовна — и он поплыл.

Потом поплыла я, но под водой увидела Артема, который надвигался на меня и преграждал путь. Я сразу сделала вид, что его не замечаю, и «просто так» поплыла в обход. Когда я плыла следующий круг, он показал мне кулак — над водой и под водой. На третьем — ему удалось меня тронуть, но я сдержалась, чтобы ему не ответить. А на последнем кругу он ущипнул меня, и это было уже слишком. Тогда я вцепилась в его руку так (а я умею цепляться), что после того, как я вынырнула, он уже грозил мне рукой, на которой было красное пятно.

«Какой же он хулиган! — подумала я. — Но вообще-то я тоже иногда хулиганю. Например, прыгаю с бортика бассейна, хотя он почти отваливается, гоняюсь за ребятами во время свободного плавания. Но это же я! А это Артем. И ему я этого не прощу!» Тут мне стало смешно от своих мыслей, и я нырнула. Когда мне хочется улыбаться, смеяться над своим поведением, я все время ныряю под воду. Я под водой вообще много чего делаю: чихаю, кашляю, например, чтобы Галина Викторовна не услышала и не подумала, что я болею.

Еще я там думаю. И на этот раз я подумала: «Как будет жаль, если этот мальчик не придет на следующий урок. А то не с кем будет поиграться. В бассейне просто плавать хорошо, но очень буднично. А если при этом с кем-нибудь воевать, то каждый раз все будет по-новому».

Тимофей Павлов
 
Чайка
 
Середина дня. На красивейшем берегу моря, заваленном исполинами-камнями, скатившимися с гор, сидит чайка. Она совсем недавно прилетела — отдохнуть в радости и блаженстве.

На соседнем острове шумит и качается лес. Он как будто бы играет с морем, и непонятно, кто чему подражает.

Деревья на берегу шевелят ветками и как будто просят чайку, которая только прилетела отдохнуть, соединить вросшие в камни деревья с шумящим вдалеке лесом.

Хотя уже поздновато, закат, ленясь, не хочет вставать и красоваться над морем. Рябь на воде прекращается. Лесу тоже надо отдохнуть.

Томящаяся луна старается выглянуть хоть чуточку, но прочный небесный плед не дает луне появиться. 

Увлеченный блаженством и красотой летнего вечера, когда закат только появляется, я только сейчас замечаю, что чайка давно улетела.

Иван Макаров

Черный стул

В одном детском саду в музыкальном зале стоял черный стул. На него сажали тех детей, которые не слушались. Однажды туда посадили мальчика, а к концу занятия выяснилось, что он исчез. Его долго искали, но так и не нашли. Через какое-то время туда снова посадили мальчика, и он тоже исчез.

У этого мальчика был друг, его звали Артем. Ему приснился сон. Он увидел мрачное подземелье, и в нем своего друга, который звал на помощь. Артем подумал, что этот сон говорит правду, и рассказал его своим друзьям. Ребята решили, что подземелье из сна — это подвал детского сада, и решили сходить туда самим и проверить. Как-то в тихий час, когда воспитательницы не было в группе, они взяли с собой фонарь и спустились в подвал. Там было темно и страшно, повсюду висела паутина и бегали крысы. Но мальчики храбро шли вперед.

— Мы не фашисты, мы русские, — удивились дети.

В самом углу, у стены, они увидели связанных детей. Дети спали. На руках у них были странные кольца. Артем развязал их и снял кольца, и тогда дети очнулись. Они сказали, что нужно бежать, потому что скоро вернется призрак и поймает их. Артем с фонарем вывел всех из подвала, и они вернулись в группу. Там они рассказали, что с ними случилось. На каждого, кто садился на черный стул, призрак надевал одно из своих волшебных колец, и он делался невидимым. Невидимых детей можно было увидеть только в темном подвале.

— Призрак рассердится, что мы убежали, и будет мстить, — сказали дети.

— Мы должны выяснить, что ему надо, — предложил Артем. И дети решили снова спуститься в подвал. Призрак ждал их. Он был зол.

— Вы фашисты, я вас убью! — закричал он на детей.

— Мы не фашисты, мы русские, — удивились дети.

Они стали расспрашивать, и тогда призрак рассказал свою историю. Во время войны он был охранником в детском саду. Когда пришли немцы, он спрятал детей в подвале, а сам отстреливался до последнего патрона. Его взяли живым и долго пытали, привязав к черному стулу. Немцы хотели узнать, где дети. Но охранник ничего не сказал. Тогда его убили, и он стал призраком. Черный стул вызывал в нем ужас, поэтому он забирал оттуда детей и прятал их в подвале.

Дети объяснили ему, что война давно закончилась, что фашистов победили, и никто уже не убивает детей. Потом они рассказали все взрослым. Черный стул сожгли, а призраку подарили новую мебель и поставили ее в подвале. Иногда дети приходят к призраку в гости и рассказывают ему новости.

Елисей Горчаков

Осень

Ах, осень, прекрасная осень!
Меня ты сегодня вдруг спросишь
О том, как желтеет листва,
О том, как наступит зима,
О том, как дневное светило
Исчезнет вдруг со двора.
 
И месяц холодный в окошко заглянет,
А месяц июльский из мира уйдет.
И солнечный день нас уже не застанет.
Декабрьский миг нас прохладой зовет.
 
И шелест листвы нас укроет печально.
Мерцание звезд озарит небеса.
Я вижу зимы долгожданной начало.
Прощаюсь с тобою я, осень-краса.

Ксения Староста (слева)

Ксения Староста

За что ценят лошадей?

Думаете, люди любят лошадей только за то, что от них есть польза? Для многих лошади — это просто вьючные животные и ничего более… Это — не рассказ. Это скорее — моё обращение к людям, которое, по моим планам, должно перевернуть мнение о лошадях. Можете махнуть рукой и вернутся к своим делам. Всё же я надеюсь, что мои старания не будут напрасны.

Почему, по-вашему, у некоторых нет друзей? Не факт, что это из-за плохого характера. Может, общество их отвергает по внешним признакам? Или из-за того, что большинство выбирает себе друзей из определённой категории? А быть может, из-за предательства? Конечно же, я могу ошибаться… Но всё же мне продолжать? Я продолжу…

Лошади же не выбирают себе друзей «по сортам». Задумайтесь… Они могут  дружить с кем угодно. Предают ли они? Нет. Никогда.

А как же свобода? Мысли, которые ты можешь озвучивать? В человеческом обществе это не принято. Если ты скажешь то, что не понравится другим, может быть какая угодно реакция.

Лошадь же может думать что угодно.

В обществе некоторые люди даже при друзьях боятся выражать свои мысли вслух. Я — одна из таких. Когда я прихожу в школу, то прохожу мимо своего друга, который всегда по утрам сидит на первом этаже. Главное, я пытаюсь пробежать как можно тише, чтобы он меня не увидел. Но все же он меня замечает, здоровается. Я же в свою очередь смущенно улыбаюсь, еле слышно говорю «привет» и быстро поднимаюсь по лестнице, чтобы не ляпнуть какую-нибудь глупость. Если честно, я не знаю, чего именно стесняюсь. И так уже весь год. Изо дня в день. Ничего не меняется…

А с лошадьми как-то проще. Сердце у них в два раза больше и в пять раз теплее, чем у людей.

Итак. Наверное, вы хотите узнать, почему именно лошади? Говорят, лошадь — преданней собаки. Верить — не верить — ваше дело. Но мне кажется, что это — правда.​

Также по теме
    Другие выпуски