Признаки есть, преступления нет. Следователи боятся возбуждать дело против ОМОНовцев, которые избили сторонника Навального

11/10/2013 - 22:03 (по МСК) Тихон Дзядко, Татьяна Арно
В Тверском межрайонном следственном отделе обнаружили признаки преступления в действиях ОМОНовцев, которые на акции в поддержку Алексея Навального избили активиста Дмитрия Монахова.

Дело, правда, следователи возбуждать побоялись. А материалы проверки передали в вышестоящую инстанцию – в Управление по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета по Москве. Защитники избитого Монахова настаивают на статье «превышение служебных полномочий с использованием спецсредств». За это омоновцев в Москве не наказывали еще никогда. Перспективы дела изучал Илья Васюнин.

Дмитрий Монахов обратился с заявлением в полицию еще в июле, вскоре после того как был побит. Нападение на него сотрудников полиции зафиксировали фотографы. Часто ОМОНовцы задергивают шторы автобусов, и что происходит внутри не видно. В этот раз шторы оставили раскрытыми, поэтому в тот же день на лентах фотоагенств появились кадры, где сотрудник 2-ого оперативного полка наносит удары Монахову.

Напомню, 28 июля Алексею Навальному вынесли приговор 5 лет лишения свободы. Напротив Думы собралось несколько тысяч человек. Полиция сначала никак не реагировала, потом начались задержания. Брали тех, у кого в руках были плакаты за Навального, потом просто всех, кто стоял на улице.

Межрайонный Тверской следственный отдел в ходе предварительного расследования установил, что Монахов был «незаконно и необоснованно задержан неустановленными сотрудниками полиции, после чего препровожден в служебный автотранспорт». Правда, на фотографиях блогеры рассмотрели даже номера жетонов полицейских, но следователи пока все же считают этих полицейских неустановленными. Зато они подтвердили, что «в указанном транспортном средстве неустановленные сотрудники наносили Монахову неоднократно удары, в том числе с применением специальных средств, в область головы и тела. Тем самым Монахову были причинены многочисленные телесные повреждения». Повреждения – это сотрясение мозга, синяки, которые Монахов зафиксировал, полежал несколько дней в больнице. Описанные действия попадают под статью 286 УК РФ «Превышение служебных полномочий с использованием насилия и спецсредств».

Дело в межрайонном отделе возбуждать не стали, а передали в управление по особо важным делам московского Следственного комитета. Теперь доследственную проверку продолжат там и примут решение, возбуждать все-таки уголовное дело против ОМОНовцев или нет. По данным ДОЖДЯ, следователи просто могли испугаться резонансного дела. Защитник Монахова из правозащитной организации Агора Ильнур Шарапов говорит, что это нормальная практика.

Ильнур Шарапов, адвокат Дмитрия Монахова: В нижестоящем следственном отделе по материалам проверки приходят к выводу, что есть состав преступления, дело возбуждается, но по всем этим резонансным делам, если возбуждались дела в районе, их все равно забирал центр себе, чтобы получше все это дело расследовать, потому что там и «следаки» покруче  и поопытнее.

Признаки преступления в действиях сотрудников полиции, в любом случае, новость. До сих пор ни один ОМОНовец не был наказан за действия на массовых мероприятиях, а были довольно громкие случаи – взять хотя бы журналисов: Александру Артемьеву из «Газеты.ру» сломали руку после акции на Триумфальной площади, Александр Черных из «Коммерсанта» там же, на Триумфальной, получил травму позвоночника, не говоря уже об избитых людях на Болотной площади. Заявлений на полицейских было больше десятка, к ответственности никого не привлекли. Алексея Гаскарова, который пожаловался на полицейских, посадили за решетку.

Другие выпуски