Прибыль авиакомпаний упадет на 80%. Прогноз

06/06/2011 - 13:19 (по МСК) Мария Макеева

Прибыль авиакомпаний в этом году упадет на 80% — до $4 млрд. Такой прогноз обнародовала Международная ассоциация воздушного транспорта.

Отмечается, что падение прибыли обусловлено растущими ценами на нефть, последствиями землетрясения и цунами в Японии, а также волнениями в арабском мире. Еще в начале марта IATA ожидала, что авиакомпании в 2011 году смогут заработать более $8,5 млрд.

О последствиях уменьшения прибыли авиакомпаний телеканалу ДОЖДЬ рассказал Олег Пантелеев, глава аналитической службы компании "Авиапорт".

Макеева: Знаем мы, конечно, и вы, я думаю, тоже, чем обернется этот прогноз падения прибыли – тем, что цены на билеты на популярные направления взвинтят, дабы компенсировать расходы. Так ли это? Поддерживаете ли вы эту точку зрения, и какие еще могут быть последствия?

Пантелеев: Наверное, это не совсем правильная последовательность размышлений. Но в целом, конечно же, именно к этому сейчас все и идет. В России мы видим, что значительная часть доходов нашего бюджета формируется от продажи нефти, газа и других ресурсов, поэтому повышение стоимости нефти с одной стороны, позволит надеяться, что бюджетники получат какие-то деньги, и будут готовы полететь куда-нибудь на юг, на популярное направление, на популярный курорт. Но при этом авиакомпании, даже подняв цены и введя топливные сборы, все равно останутся ни с чем, потому что все повышение цен они отдадут в первую очередь нефтяникам. И авиакомпании перевезут, может быть, даже больше пассажиров, чем в прошлом году, но заработают при этом однозначно меньше.

Макеева: Тут еще такой момент, что авиапассажирам в конечном итоге все равно, в чьем именно кармане окажутся эти деньги, если они вынуждены платить большие, очень подчас большие средства за авиабилеты. Вы может назвать навскидку какие-то популярные направления, которыми попытаются компенсировать убытки, скажем, от Египта, все перечисленные последствия и волнения в арабском мире, и цены на нефть, и убытки от японских дел. В случае с нашими авиакомпаниями это может быть в меньшей степени, в случае с мировыми, конечно, это тоже значительная причина. Я, например, навскидку сразу могу сказать, что билеты Москва – Нью-Йорк стоят в 1,5-2 раза дороже, чем пиковые докризисные цены. Какие еще направления пострадали в этом плане, по кошельку ударят потребителя?

Пантелеев: Я думаю, что практически все без исключения направления будут достаточно ощутимо дороже. И чем дальше направление, тем больше составляющая топливная, и естественно на дальних магистральных линиях эта наценка будет больше. В любом случае, в первую очередь авиакомпании будут отыгрываться на низкоконкурентных линиях. На высококонкурентных линиях, где предложение превышает спрос, у них будет гораздо меньше возможностей взвинтить цены, и с этой точки зрения можно все-таки надеяться, что наиболее популярные, допустим, турецкие курорты будут все-таки достаточно доступны. Причем не только для жителей Москвы, но и для жителей регионов.

Также по теме
    Другие выпуски