Президент МТС: появление четвертого мобильного оператора не приведет к снижению цен

Здесь и сейчас
19 апреля 2013
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
Президент МТС Андрей Дубовсков рассказал о том, как повлияет на рынок появление четвертого федерального мобильного оператора, почему в Москве проблемы со связью и когда можно будет сменить оператора, сохранив свой номер.

Пархоменко: Мой первый вопрос касается недавней сделки по покупке оператора Теле2 банком ВТБ и вашей вместе с Вымпелкомом заявки в адрес ВТБ по его покупке. В какой стадии находятся переговоры с ВТБ? Прокомментируйте вчерашнее заявление представителей Федеральной антимонопольной службы о том, что они выступают против такой сделки.

Дубовсков: Я хочу напомнить, что предложение в адрес ВТБ мы не делали. Мы совместно с нашим коллегой и конкурентом по рынку компанией Вымпелком сделали предложение в адрес акционеров компании Теле2. Предложение было публичное, мы четко и ясно обозначили свою позицию. Состоялась сделка, мы относимся к ней спокойно. Какие перспективы дальнейшего развития сделки, для нас также вопрос, время покажет. Что касается позиции Федеральной антимонопольной службы, на то она и есть Федеральная антимонопольная служба, чтобы выражать позицию государства в этом вопросе. К любому ее решению мы отнесемся с уважением. В то же время как бизнес мы имеем свои интересы. В принципе, я считаю, правильное решение рождается на стыке интересов бизнеса, политики государства. Любое решение будет принято с пониманием. Что касается перспектив нашего бизнеса, здесь мы весьма спокойны, мы всегда были первым оператором на рынке и мы останемся, вне зависимости от того, какие бы движения на рынке ни происходили.

Пархоменко: Будете ли вы теперь делать предложения новому собственнику Теле2 банку ВТБ?

Дубовсков: Мы подумаем об этом.

Пархоменко: Вообще с этой сделкой перспектива появления четвертого игрока на рынке из теоретической плоскости перешла в практическую. Как появление четвертого игрока может изменить рынок и ваш собственный бизнес?

Дубовсков: Есть и за, и против аргументы относительно целесообразности и пользы для рынка. Реально радикально оценить, это хорошо или плохо, возможности пока не представляется. Создание еще одного игрока – определенный удар по существующим игрокам, конкуренция ужесточится. С другой стороны, это же не вновь созданный игрок, мы во многих городах-миллионниках и сейчас делим рынок на 4-5 игроков, это не появление шестого или седьмого игрока, это не сильно изменить текущую ситуацию.

Пархоменко: Ниже ли цены в этих городах?

Дубовсков: Нет, вы можете сравнить цены и по Российской Федерации, и по другим странам нашего присутствия. У нас практически самые низкие расценки, разве что в Индии они еще более низкие для конечного пользователя. В России сотовая связь очень дешевая, это факт, рынок уже сформировался, уровень цен давно определился. Поэтому каких-то прорывов ожидать в дальнейшем снижении цен не стоит, в конечном итоге все определяется способностью того или иного игрока инвестировать и поддерживать инфраструктуру. Все игроки с этим справляются, каких-то кардинальных изменений я не ожидаю.

Пархоменко: По поводу связи четвертого поколения, какие планы у МТС, где будете развертывать в первую очередь?

Дубовсков: Точно так же, как и наши конкуренты, мы строимся сейчас во многих субъектах Российской Федерации. Согласно нашей лицензии, летом текущего года мы должны сдать в эксплуатацию первые 7 сетей в семи субъектах федерации, что мы сделаем. Также строимся и во многих других регионах. Конечно, в первую очередь в Москве, Питере, городах-миллионниках. Полным ходом идет строительство.

Пархоменко: Будет ли это сразу связь для мобильных телефонов? Будет ли это сим-карта со связью 4G, или сначала все-таки модемы для мобильного интернета?

Дубовсков: Это будет и для модемов, и для смартфонов.

Пархоменко: Пока просто мы видим 4G только в виде мобильного интернета, в виде модемов к компьютеру. Сим-карты пока населению недоступны.

Дубовсков: Это связано не столько с позицией операторов, это связано и с доступностью смартфонов, которые поддерживают 4G. Безусловно, пользователи смартфонов – это наша потенциальная целевая аудитория.

Пархоменко: Все-таки в Москве и Питере когда мы сможем увидеть 4G от МТС?

Дубовсков: Во-первых, в Москве есть уже сейчас. У нас уже достаточно большая сеть 4G в Москве в стандарте LTE TDD, в первую очередь это сеть для модемов, планшетов. Сеть LTE FDD мы сейчас строим, в этом году и пользователи смартфонов могут почувствовать на себе качество связи от МТС.

Пархоменко: Еще одну тему – переносимость номеров – очень активно обсуждали представители власти, премьер-министр Дмитрий Медведев очень часто о ней говорил. Насколько она важна для самих операторов? Насколько она может изменить ситуацию на рынке и ваш бизнес?

Дубовсков: Мировая практика говорит о том, что есть страны, где введение этой услуги сильно повлияло на рынок, там наблюдались 20-25%-ные перетоки абонетских баз, например, на рынке Турции. Например, есть наш опыт. MNP (mobile number portability – переносимость телефонных номеров) как услуга в Белоруссии года два назад был внедрен на белорусском рынке. Кстати, бренд МТС там очень хорошо представлен. 5 тысяч клиентов за все время. Это не цифры по сравнению с теми затратами, которые мы вынуждены были понести. Что касается российского рынка, к сожалению, для нас это не очень хорошая тенденция была, когда каждый год в стране продавались сотни миллионов сим-карт. В 2011 году все операторы вместе взятые продали порядка 110 миллионов сим-карт, притом что населения страны нам известно. Эти цифры говорят о том, что невозможность со своим номером уйти к другому оператору не является барьером для смены оператора. Скорее всего, это действительно для кого-то барьер, но для подавляющей массы клиентов это абсолютно не барьер.

Пархоменко: То есть расстаются со своими номерами без слез.

Дубовсков: Откровенно говоря, я и сам расставался со своим номером много раз, я уже 20 лет занимаюсь мобильной связью. Для меня это никогда не было серьезной проблемой. Но я соглашусь с теми, кто говорит, что такие гигантские объемы подключений были вызваны и некоторыми неизвестными вводными. Объемы подключений, конечно, должны снижаться.

Пархоменко: Получается ли так, что затраты, которые и ваши конкуренты вы понесете, гораздо больше, чем возможный эффект в части привлечения новых клиентов?

Дубовсков: Может получиться и так. Закон есть закон, мы его должны выполнить, все усилия к этому прикладываем.

Пархоменко: Конкуренция от этого как-то усилится?

Дубовсков: Мне кажется, она у нас и так на очень высоком уровне. В некоторых городах-миллионниках, возьмите, например, Нижний Новгород, работает 5 мобильных операторов только стандарта GSM. Есть регионы, где также работает по 5 мобильных операторов, по 4, 3. Мне кажется, уровень конкуренции у нас и так достаточно высок. Он не запредельно бессмысленен, как в некоторых других странах, когда количество мобильных операторов исчислялось десятками, но он не так мал, как в тех странах, где есть монополия или дуополия. Мне кажется, у нас есть более или менее правильный баланс с точки зрения количества операторов, уровня GDP, количества населения.

Пархоменко: До конца года заработает эта услуга?

Дубовсков: Мы очень стараемся, чтобы заработала, но трудности видим. Дело в том, что эта инициатива приводит к тому, что мы вынуждены закупать оборудование иностранного производства. Подобное оборудование российские компании не производят. Очень большой валовый заказ одновременно со всего российского рынка. Вендеры говорят, что у них есть трудности с изготовлением этого оборудования, с его инсталляцией, настройками. Вендеры должны нести ответственность за результат, мы им платим огромные деньги за это.

Пархоменко: Какие планы на ближайшее время у МТС? Куда будет двигаться компания, какая стратегия? Отдельно хотел спросить по поводу Банка МТС.

Дубовсков: Мы не сильно отличаемся от других мировых телекомов, движение у всех одно, просто с разной скоростью. Это движение на потерю доходов от голоса и рост доходов от дата. В той или иной степени это происходит на всех рынках, у нас тоже. Мы трансформируемся, трансформируемся из компании голоса в дата-компанию.

Пархоменко: То есть передающую данные, а не голос?

Дубовсков: Конечно. Голос становится гифт-продуктом, то есть подарочным для наших абонентов. Мы в подавляющем большинстве наших тарифов просто голос отдаем бесплатно. Это нормально, так делается уже во всем мире. Дальнейшее наше движение связано и с развитием финансовых сервисов, финансовых продуктов. Проект, который вы упомянули, безусловно, знаковый для нас продукт. До 2017 года мы предполагаем порядка 5% чистой прибыли получать именно от наших финансовых сервисов. Мы всячески развиваем это направление движения.

Пархоменко: Не могу не задать вопрос по поводу качества связи в Москве. Дмитрий Медведев говорит, что она очень низкого качества. Вы сами как ее оцениваете? В чем проблема здесь, в столице?

Дубовсков: Я, пронаблюдав и напрямую поучаствовав в развитии сотовой связи в Российской Федерации с 1993 года, от первых аналоговых систем до современного уровня развития, могу сказать, что меня в определенной степени такой подход удивляет. Нет более заинтересованных людей, бизнесов, компаний в том, чтобы качество связи было хорошее, чем непосредственно телекоммуникационные компании и их менеджмент, потому что для нас как для бизнеса очень важно заработать деньги. Когда мой абонент по какой-то причине не может совершить звонок, или звонок оборвался, или он не может отправить смс, или прерывается интернет-сессия, для меня как для оператора это самое большое горе. Мои люди не спят ночами, мы гигантские деньги вкладываем, чтобы качество связи было все лучше и лучше, потому что мы понимаем, что эти вложения окупаются доходами, из которых мы платим и заработную плату, и снова вкладываем в развитие бизнеса, технологий, платим налоги. Мы самые заинтересованные в том, чтобы качество связи было хорошее. Операторы самые заинтересованные. Это априори очевидно и понятно. Всем нужно хорошее качество связи: абоненту, правительству, надзорным органам, а оператор вроде где-то далеко стоит, его надо заставить сделать хорошее качество связи.

Пархоменко: В чем препятствие?

Дубовсков: Я не согласен с тезисом, что качество связи плохое. Мы знаем все мировые телекомы наизусть, каждую конкретную компанию. Какие она технологии развивает, сколько у них базовых станций, с какими вендерами они работают, какие у них качественные параметры в каждом конкретном городе. Может быть, мы не самые передовые, но мы совершенно однозначно находимся в числе передовых по покрытию, емкости сети, качеству связи, по десяткам и сотням параметров, в которых мы ежесекундно измеряем состояние наших сетей.

Пархоменко: Есть ли технические барьеры со стороны государства?

Дубовсков: Не только со стороны государства, но и со стороны рынка и бизнеса. Конечно, определенные трудности у нас существуют. Например, стандартная ситуация для оператора в его диалоге с корпоративным клиентом. Корпоративный клиент говорит оператору, мне нужно хорошее качество связи. Оператор отвечает, можно мы поставим базовую станцию на трубе твоего завода или в твоем офисе? Нет, поставить базовую станцию нельзя, но качество дай. То же самое с частными пользователями. Сейчас согласно законодательству для того, чтобы поставить базовую станцию на каком-то жилом здании нам нужно собрать 2/3 подписей жильцов этого здания. Мы приходим к жильцам и говорим, здесь плохое качество связи, пустите нас или рядом, у нас самые маломощные передатчики, самые современные, самые экологичные, можно вашу подпись, что мы здесь встанем? Нет, нам хорошее качество связи, конечно, нужно, но идите отсюда подальше. Это стандартная ситуация в нашем диалоге с абонентом. Конечно, мы как-то с этим работаем, боремся, пытаемся что-то улучшить. Частотная проблема тоже проблема. В той же Москве во многих районах мы вынуждены приглушать уровень излучения передатчиков. Есть определенные ограничения со стороны государства. В каких-то районах мы можем направлять антенны в определенную сторону света, в каких-то нет. Очень большой сложный клубок проблем, которые влияют в конечном итоге на качество связи, и симбиоз всех этих вводных дает тот результат, который есть. Но это совершенно не худший результат, это один из лучших мировых результатов уровня развития телекома в Российской Федерации здесь и сейчас. Оператор - самый заинтересованный борец за лучшее качество связи, в первую очередь, потому, что если у него хорошего качества связи не будет, он деньги не заработает. Все очень просто. 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.