Президент Медведев никого не помилует, пока его не попросят

03/04/2012 - 20:39 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Дмитрий Медведев не будет заниматься помилованием заключенных в одностороннем порядке. Он заявил, что он не должен миловать человека, который не просит его об этом. Таким образом президент отреагировал на экспертный доклад Совета по правам человека об институте помилования.

В документе сообщалось, что президент имеет право помиловать заключенного, даже если тот не просит об этом. Сам вопрос о помиловании встал после того, как Совет по правам человека предложил президенту рассмотреть дела более 30 осужденных, входящих в так называемый «список политзаключенных». В списке есть фамилии Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, не готовых признавать своей вины и обращаться к президенту.

Список политзаключенных был составлен в феврале этого года сразу после митинга на Болотной площади.

Его авторы – журналист Ольга Романова, политик Владимир Рыжков и центр «Мемориал». В конце февраля список был передан главе Совета по правам человека Михаилу Федотову, а после утверждения документа cоветом – президенту Медведеву. В конечной редакции Медведев должен был рассмотреть дела 32 человек – по мнению составителей списка, все они сидят по сфабрикованным делам. Президент рассмотрел: вернее, поручил это сделать Генпрокуратуре. Вчера официальный представитель ведомства Марина Гриднева сообщила, что проверка завершена, но о ее результатах не сообщается. Среди прочих дел прокуратура по требованию президента расcмотрела и второй приговор Михаила Ходорковского и Платона Лебедева: еще в декабре прошло года совет при президенте выявил в нем фундаментальные юридические ошибки, рекомендовав проверить законность вынесенного решения – напомню, по второму делу Ходорковского и Лебедева обвинили в хищении 200 тонн нефти и отмывании денег. О проверке приговора Ходорковского и Лебедева также не сообщается. Но реакция Медведева ясно дает понять одно: президент их не помилует. По крайней мере, пока они об этом не попросят. А они не попросят, поскольку тогда признают свою вину.

Шмидт: Сейчас президент, прошу прощения, уперся рогом только в один вопрос - вот давайте мне ходатайство, я его буду рассматривать. Ну что я могу сказать? Это аргумент по типу «Баба Яга против». Потому что никакой мотивировки привести в подтверждение этого совершенно незаконного отказа невозможно. И это очень легко доказывается.

А вот что сообщил телеканалу ДОЖДЬ глава Совета по правам человека Михаил Федотов.

Федотов: Совет передал ему просто заключение 10 видных российских конституционалистов, докторов, профессоров, которые просто высказали ему свое мнение об институте помилования. Там не ставился вопрос о том, чтобы кого-то помиловать. Там просто излагалась позиция, научная позиция относительно того, может ли президент кого бы то ни было помиловать без обращения со стороны осужденного.

Оказалось, может. Однако президент, как мы видим, не хочет. В марте газета «Ведомости» со ссылкой на источники в Администрации президента сообщила, что в ближайшее время могут быть отпущены несколько участников списка политзаключенных, но опять же, если напишут прошение о помиловании. Освободить планировали Таисию Осипову, она отбывает наказание за хранение наркотиков, и Сергея Мохнаткина – он осужден на два с половиной года за то, что вступился за участницу несанкционированного «Марша несогласных». Таисия Осипова просить президента о помиловании не хочет. Ее муж, соратник по «Другой России» Александр Аверин считает, что в этом случае Осипова косвенно признает свою вину. Зато Сергей Мохнаткин такое прошение написал. О других участниках списка 32 ничего не сообщалось. 

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски