Преступление, которого не было. Дело Магнитского закрыто

19/03/2013 - 18:14 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно
Следственный комитет не нашел состава преступления в гибели юриста Hermitage Capital. Адвокаты семьи погибшего узнали эту новость не от следователей, а из новостей. Теперь они будут добиваться отмены решения, так же, как и правозащитники, которые проводили независимое расследование и установили признаки издевательств и даже пыток.

Тему изучал Родион Мариничев.

Мариничев: «За отсутствием события преступления» – с такой формулировкой Следственный комитет закрыл уголовное дело о смерти Сергея Магнитского. «В его отношении не создавались специальные условия содержания под стражей, не применялось физическое насилие либо пытки». Это цитата из официального заявления, опубликованного сегодня днём на сайте sledcom.ru. Текст во многом повторяет более ранние заключения следователей и судей. В декабре московский суд оправдал главного обвиняемого по этому делу Дмитрия Кратова, бывшего замначальника столичной Бутырской тюрьмы, где содержался Магнитский. Декабрьское решение предвещало то, что дело разваливается, и сегодня это подтвердилось. Получается, что следователи фактически игнорировали те доказательства преступления, которые собрали правозащитники, проводившие независимое расследование.

Валерий Борщев, правозащитник: Честно говоря, такое подозрение было, что к этому все идет, но я не верил. Я не верил, что могут пойти на такое. То, что произошло – это вызывающий факт, потому что доказательств того, что Магнитский умер не своей смертью, достаточно много. Противоречий, лживых показаний в защиту официальной версии слишком много. Это вызов обществу, вызов всему общественному мнению, это разрушение правового поля в России. Конечно мы, правозащитники, будет естественно обращаться к президенту, мы будем обращаться в Верховный суд.

Валерий Борщёв уточнил, что ещё 5 марта обсуждал дело Магнитского с главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным. И тот якобы обещал возобновить тесное сотрудничество в этой сфере следователей и правозащитников. Так что решение о закрытии дела с этими словами никак не вяжется. Смерть Магнитского с самого начала была очень неудобным вопросом для российских властей. Дмитрий Медведев, который в ту пору был президентом, комментировал его очень осторожно, говоря, что в деле много неясного. Ну, а сменивший его Владимир Путин подчёркивал, что Магнитского никто не убивал, и этим многих сильно возмутил. Вот что говорил по этому поводу мультипликатор Юрий Норштейн.

Юрий Норштейн, мультипликатор: Путин сказал: «Магнитский умер от сердечной недостаточности». Я думаю, что он умер от сердечной недостаточности и Путина... (аплодисменты в зале)

Обжаловать дело в обязательном порядке пообещал и адвокат Николай Горохов, который представляет интересы семьи Магнитских. При этом он подчеркнул, что ни его, ни родственников погибшего юриста официально не уведомляли о закрытии дела. Между тем, дело в отношении самого Магнитского продолжается, и ближайшее слушание должно пройти 22 марта. Бывшие коллеги юриста, которые работали с ним тогда, в 2009, говорят, что до последнего надеялись на российское правосудие, несмотря на многие странности процесса.

Джемисон Файерстоун, глава юридической компании Firestone Duncan: Не ожидал я этого, конечно. Они давно пытались закрыть это дело, они давно хотели показать, что Магнитский был законно арестован и что он просто умер от инфаркта неожиданно, поэтому виновных нет. Официальное мнение Министерства внутренних дел – это не документ. Заключение от Комитета при президенте России – это не документ. Единственные документы – это документы, которые сам Следственный комитет готовит.

Ну, а пока правозащитники будут бороться за установление истинных причин смерти Сергея Магнитского, оправданный фигурант уже закрытого дела Дмитрий Кратов будет добиваться компенсаций за уголовное преследование. Об этом сообщили в организации «Офицеры России», членом которой он является.

Другие выпуски