Председатель российского общественного института избирательного права: у Навального все еще возможность принять участие в выборах мэра

18/07/2013 - 17:56 (по МСК) Никита Белоголовцев

Приговор Навальному и то, как власть борется с оппозицией, мы обсудили с нашим гостем – председателем российского общественного института избирательного права Игорем Борисовым.

Белоголовцев: Главный вопрос к вам касается вчерашних заявлений главы Мосгоризбиркома, который заверил, что так как Навальный является уже зарегистрированным кандидатом в мэры, заключить его под стражу не могут без санкции московской прокуратуры. Собственно, заключение под стражу в зале суда произошло. Как можете это прокомментировать?

Борисов: Здесь именно трактовка законодательства по-разному осуществляется разными лицами. Есть закон. Более того, я бы сегодня попросил воздержаться от эмоциональных и скоропалительных заключений. Речь шла именно о возбуждении уголовного дела, именно в такой трактовке, с санкции прокурора. Если человек чист, у него дело не возбуждено – только в этом случае получается санкция прокурора.

Белоголовцев: Давайте я сразу уточню, чтобы не запутаться в юридически нюансах. То есть по действующему законодательству на зарегистрированного кандидата, например, в мэры, невозможно завести уголовное дело.

Борисов: Без санкции. То есть все возможно. Как и на депутата, там согласие Госдумы. И тут проводятся следственные мероприятия, в том числе, и ограничение свободы. Кстати, ограничение находилось до этого случая. Понятно, что он был под подпиской о невыезде. У него было ограничение свободы, оно применялось уже как юридическая санкция к конкретному лицу. Поэтому здесь я не вижу прямого нарушения прав ни как гражданина, ни как кандидата.

Белоголовцев: То есть вчера в Мосгоризбиркоме погорячились и неверно истрактовали закон.

Борисов: Это не было решением Мосгоризбиркома, это была интерпретация одного из членов. Я думаю, это предмет рассмотрения, он сейчас не входит в рамки коллегиального органа Московской городской комиссии. Тем не менее, вы прекрасно понимаете, что комиссия формируется, в том числе, из общественников, в том числе, не из юристов. Поэтому здесь надо осторожно относиться к комментариям и отбросить все эмоции. Да, каждый по-своему переживает случившийся факт, но здесь нужно четко соотносить все действия, чтобы они осуществлялись в рамках действующего законодательства. Должны, конечно, вступиться и правозащитники, если нарушаются какие-то права, и общественные организации, и Общественная палата, и Совет при президенте по развитию гражданского общества. Я думаю, они еще выскажут свою позицию, но она должна быть взвешенной относительно этих фактов.

Белоголовцев: Я правильно понимаю, что по действующему законодательству, которое не так давно вступило в силу, Алексей Навальный после вступления приговора в законную силу, не сможет никогда больше в своей жизни участвовать в выборах мэра, президента или в выборах в российский парламент?

Борисов: Давайте вернемся к текущей избирательной кампании. Анализируя эту ситуацию, я считаю, что он вполне может и имеет право участвовать в выборах 8 сентября.

Белоголовцев: До вступления приговора в законную силу?

Борисов: Естественно. Повторюсь, если мы попытаемся рассчитать график рассмотрения дела, то здесь получается: 10 дней у нас на подачу апелляции, 30 дней отводится суду апелляционной инстанции – речь идет о Кировском областном суде – на принятие производства, и дальше сроки рассмотрения не установлены. То есть речь идет о разумных сроках. Главное, чтобы это было соблюдено. Он может длиться несколько месяцев.  

Белоголовцев: Здесь все более-менее очевидно. Если все-таки о будущем. Команда Навального заявила, что Алексей, возможно, снимется с этих выборов, потому что не может полноценно проводить избирательную кампанию. С этим довольно сложно спорить. Допустим, приговор суда вступает в законную силу. Я правильно понимаю, что с этого момента Навальный уже в дальнейшем, когда закончится срок его пребывания в колонии, он уже не сможет участвовать в выборах?

Борисов: Именно как было решение суда первой инстанции, если оно не будет пересмотрено апелляционной, то это действительно так. Еще раз повторюсь, суд апелляционной инстанции вправе и отменить, и пересмотреть приговор, в том числе, и квалификацию по какой конкретно статье. На данный момент он имеет право участвовать. Кстати, я бы на месте штаба хорошенько еще раз взвесил ситуацию на предмет снятия. Этим решением суд фактически создал идеальную пиар-кампанию во всех СМИ, включая и зарубежные для того, чтобы провести ее грамотно.

Белоголовцев: Пиар-компанию – да, только невозможность при этом участвовать в выборах. Здесь ситуация, мягко скажем, двоякая.

Борисов: Согласен. Я не исключаю, что ограничение свободы мешает. Но тем не менее, есть и плюсы, которые можно использовать.

Белоголовцев: Попытаюсь понять. Мы по умолчанию считаем, что суд вынес справедливый приговор. У вас есть основания сомневаться, что суд вынес…

Борисов: Я вообще не в курсе этого процесса, не могу даже оценивать.

Белоголовцев: Суд вынес некий приговор. Если этот приговор будет смягчен, но статья оставлена в силе, то Навальный не сможет уже никогда участвовать в выборах, соответственно, единственное, что дает Навальному возможность продолжить политическую деятельность – это пересмотр статьи. Верно?

Борисов: Нет, не верно. Речь идет о том, сколько населения (количественно) будет его поддерживать. Сколько бы ни говорили об оппозиции, ее рейтинг измеряется количество избирателей, проголосовавших за эту партию. И чем больше число голосующих избирателей, тем устойчивее позиции партии. В том числе, они являются лоббистами в хорошем понимании этого слова и в правительстве, и в администрации президента. То есть если Навальный участвует в выборах и получает поддержку 1/3, ¼…

Белоголовцев: Навальный не сможет участвовать в выборах.

Борисов: Еще раз говорю, сомневаюсь, что суд апелляционной инстанции вынесет решение до 8 сентября. Судьи апелляционной инстанции сейчас будут проверять каждую запятую, потому что под пристальным вниманием не только российской общественности, но и зарубежных международных организаций, в том числе и правозащитных, будет находиться это решение. То есть будет проверена каждая запятая. И то, что не будет трактоваться в пользу решения, оно будет отменено. Это моя позиция как юриста. А для этого требуется время. То есть Навальный теоретически выходит на голосование.

Белоголовцев: Ок, Навальный выходит на голосование, участвует в выборах мэра Москвы. Неважно, выигрывает их или не выигрывает…

Борисов: Речь идет о существенной поддержке, как он заявляет, что меня поддержит существенная часть столицы. 1/3-1/4 – тогда уже, наверное, по-другому будет и отношение, и разговор.

Белоголовцев: В общем, некоторые выборы проходят. Допустим, Навальный их выигрывает, затем рассмотрение апелляции заканчивается, суд оставляет, например, статью в силе, например, снижает до 3,5 лет. Но статью, тяжкое преступление, оставляет. И вот с этого момента Навальный, соответственно, оставляет должность мэра, я правильно понимаю?

Борисов: Да.

Белоголовцев: И два – исключается и политики до изменения законодательства.

Борисов: В данном случае, тем более, если он побеждает, он остается политиком федерального масштаба.

Белоголовцев: Да, но не может участвовать в выборах.

Борисов: Да, по действующему законодательству. Но если это будет поддержано населением, а тренд такой сегодня взят, что население решает и пытается решать через различные каналы коммуникации…

Белоголовцев: Мне кажется «пытается решать» - более верная трактовка, чем «решает».

Борисов: Населению нужно, с кем разговаривать. Готовы разговаривать и с Навальным если он будет представлять какую-то часть электората. Давайте посмотрим, какую часть он будет представлять на выборах. Я соглашусь, что тяжело вести кампанию из мест лишения свободы, даже в следственном изоляторе, хотя там поблажек больше, чем в колонии общего режима. Тем не менее, сейчас дан хороший повод для раскрутки бренда «Навальный». Лучше не придумаешь.

Белоголовцев: Думаю, Навальный сам бы желал иметь возможность раскручивать бренд чуть-чуть по-другому. Давайте задам вам вопрос дня, мы задаем его всем посетителям нашего сайта. Какими будут последствия обвинительного приговора Алексею Навальному. Самый популярный вариант ответа – начнется втора волна протестов, 42%, 21% считает, что последствий не будет никаких, 17% - московские выборы станут безальтернативными, 12% - оппозиционное движение окончательно захлебнется, новой звездой оппозиции станет его жена Юля – 5%. Вы бы как ответили?

Борисов: У меня есть и своя позиция. В рамках не Москвы, не в федеральном масштабе последствий каких-то глобальных не будет. Во многом, конечно, зависит от поведения самого Навального, какую тактику и стратегию он изберет после окончания всех процессов. 

Другие выпуски