Правозащитница Ирина Пайкачева о встрече с активистами «Гринпис» в СИЗО: у них нет теплой одежды, так как они не ожидали, что их реально задержат

26/09/2013 - 00:00 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно

Новый вид морского пиратства обнаружили сотрудники Следственного комитета в Баренцевом море. Активисты «Гринпис», которые традиционно агрессивными методами добиваются создания международного заповедника вокруг Северного полюса, признаны российскими следователями пиратами.

Сейчас по делу о нападении на нефтяную платформу «Приразломная» в Баренцевом море задержаны 30 человек. Это члены экипажа ледокола «Арктик Санрайз», с которого была совершена экологическая атака на нефтяную платформу «Газпрома». Следователи уже допросили троих задержанных – граждан России. Остальные – иностранцы – ждут переводчиков и адвокатов.

На прямой связи по скайпу из Мурманска председатель общественной наблюдательной комиссии области по обеспечению прав человека в местах принудительного содержания Ирина Пайкачёва.

Зыгарь: Действительно ли все 30 задержанных находятся сейчас  в СИЗО, и нашлись для всех адвокаты?

Пайкачева: По нашим сведениям, да, все 30 человек находятся в СИЗО. Часть из них нам сегодня удалось навестить. Не без приключений, но навестили.

Зыгарь: Расскажите, что за приключения вы имеете в виду?

Пайкачева: Приключения? Были приключения по выяснению наших полномочий. Пять лет не возникали  сомнения в наших полномочиях по посещениям подозреваемых-обвиняемых, именно сегодня они возникли. Мы полтора часа выясняли, вплоть до угроз моего задержания.

Арно: Следователи после заявления Владимира Путина как-то стали более лояльными?

Пайкачева: Со следователями Общественная наблюдательная комиссия не общается, но мое мнение – это заявление, как и многие другие, может быть судьбоносным, и в данном случае я бы поддержала Владимира Путина. Появилась надежда, что завтра и в суде будет вполне внятное решение, и люди окажутся на свободе.

Зыгарь: Вам удалось пообщаться с самими задержанными? В каком они состоянии?

Пайкачева: С частью из них удалось пообщаться. О части из них мы получили сведения из журналов медицинских, в том числе и о той девушке, у которой было подозрение о переломе руки. Часть сведений у нас есть сейчас, но, повторяю, только часть. Не очень просто нам сейчас посещать,, все время какие-то проблемы возникают при посещении.

Арно: Кроме вас много ли правозащитников находятся на месте? Есть ли иностранные правозащитники? Постоянная команда «Гринписа», правозащитники и юристы.

Пайкачева: Да, они здесь. Основная команда здесь. Они пригласили юристов, в частности адвокаты в основном приезжие, хотя я считаю, что и местных адвокатов необходимо задействовать, надеюсь, это будет услышано. Во всяком случае, ваш коллега по цеху находится  в одном здесь, мы его навещали. И пока внятных заявлений по недопустимости задержания корреспондента мы  пока не слышали. Надеюсь, услышим в ближайшее время, в том числе и с вашей помощью.

Зыгарь: Расскажите, пожалуйста, если можете, о состоянии фотографа, который был задержан вместе с активистами «Гринпис».

Пайкачева: Он в хорошем бойцовом состоянии, впрочем, как и все остальные. Единственное, в том числе и Денис, обратил внимание на то, что они шесть дней без прогулок, без свежего воздуха. Но, тем не менее, состояние бодрое. Единственное – просят теплые вещи. Дело в том, что их не предупредили, что не возвратят на ледокол. Многие надеялись, что действительно несколько минут и их вернут обратно в каких-то процессуальных действий. Тем более, вывезли практически в 9 часов, до окончания срока проведения процессуальных действий оставался час.  Конечно, было трудно предполагать, что за это время что-то вменяемое можно успеть сделать. Их продержали, они были доставлены по записям в журнале в 1.40-2 часа ночи.

Зыгарь: Я хотел просто пояснить для зрителей, что тот самый журналист, который оказался в СИЗО вместе с активистами «Гринпис» - это фотограф-фрилансер Денис Синяков.  Вы упомянули, что у одной из девушек подозрение на перелом руки. Понятно, вследствие чего были получены эти повреждения? Неужели их до такой степени грубо задерживали?

Пайкачева: Повторю, что, скорее всего, подтверждения этому нет, хотя мы с этой гражданкой еще не встречались. Но подпись ее рукой, по всей видимости, ее рукой, сделана в журнале, что никаких проблем со здоровьем у нее нет. В том числе, и погрануправление нас успокаивало, что у нее все в порядке с рукой, скорее всего, это был ушиб. Но, естественно, мы это все еще проверим. У нас,  у наблюдателей комиссии, некоторую озабоченность вызывает состояние других людей. Я, конечно, не могу называть их имена по причине того, что медицинская тайна и в такой ситуации должна сохраняться. Но они записали в журнале медицинского осмотра, что у одного проблема с сердцем имеется, и второй…, к сожалению, неразборчив был диагноз. Мы даже предполагали вызвать скорую помощь, чтобы выяснить этот диагноз. Но их к этому времени уже увезли на следственные действия, поэтому это все еще впереди предстоит. 

Другие выпуски