Правозащитники уверены: обыски в копейской колонии ни к чему хорошему не приведут

В копейской колонии №6 сегодня, наконец, начали активную работу следователи. Они явились к руководству исправительного учреждения с обысками и допросами. В ближайшее время кому-то, очевидно, придётся поплатиться должностью.

Между тем, в самой колонии, по наблюдению работающих там правозащитников, начинается анархия. Какова там сейчас обстановка, выяснил наш коллега Родион Мариничев.

Мариничев: Более 120 заявлений о вымогательствах и пытках принято от заключённых. Такое число называют в Следственном комитете. Именно сегодняшний день может стать поворотным в расследовании событий в копейской колонии. Там начались обыски в рамках возбуждённых уголовных дел – о превышении должностных полномочий и по фактам травмирования бойцов ОМОНа во время бунта 24 ноября. Вместе со следователями в колонии работают и правозащитники. Они опрашивают всех, кто готов рассказать о нарушении своих прав.

Заключенный: Приходила сюда независимая медицинская бригада в числе трех человек, которые обследовали меня здесь в этой камере, которые определили соответствие моей инвалидности II группы, соответствие моих заболеваний, но почему-то они констатировали, что я могу здесь содержаться.

Обстановка в копейской колонии сейчас спокойная, однако спокойствие это исключительно внешнее. По крайней мере, так заявляют правозащитники, которые так же , как и следователи, работают в исправительном учреждении. По словам представителя общественной наблюдательной комиссии Николая Щура, руководство колонии фактически устранилось от своих обязанностей и ситуацию почти не контролирует. Заключённые в знак протеста срезали бирки, отказываются выходить на зарядку и заправлять постели. Дело грозит настоящей анархией.

Николай Щур, член Общественной наблюдательной комиссии: У них достаточно серьезное напряженное отношение внутри друг с дружкой. Сейчас каждый стал доступен другому и я очень опасаюсь, что такая беспредельщина доведет до того, что они начнут выяснять отношения между собой. Сейчас из колонии спешно вывозятся свидетельства тех произволов незаконных, которые там были. Вот то, что было сказано, показано, озвучено, снято и продемонстрировано членам заседаний, там, скажем, шприц использованный с иголками, со следами крови, с лекарствами и прочее, которое они утилизировали. Сейчас это все убирается. Весь участок сейчас просто пустой.

Казанский правозащитник Владимир Рубашный в копейской колонии провёл последние 6 дней.  Улетая сегодня из Челябинска, он отметил, что впереди работы гораздо больше. Главная сложность – проверить все заявления с обеих сторон. Версии заключённых и руководителей учреждения противоречат друг другу почти во всём. Правда, то, что удалось увидеть и запечатлеть, вряд ли оправдывают администрацию.

Владимир Рубашный, правозащитник: Условия труда осужденных в этой колонии – это отдельный разговор, потому что ни техники безопасности, там одна лампочка на весь цех, в каких-то ужасных условиях, без защиты, ни респираторов, ни очков, а администрация говорит, что все это наговор, этого ничего не делалось, что осужденные пытаются каким-то образом оговорить. Ну а вопрос: а зачем им это нужно? Смысл какой не отправлять письма (они жалуются, например).  Если у вас все в колонии замечательно, почему вы не отправляете письма? Говорят: «Мы их отправляем». Проверить эту информацию достаточно сложно.

Прокуратура Челябинской области требует уволить сотрудников копейской колонии, виновных в издевательствах над заключёнными. Письмо об этом уже направлено начальнику ГУФСИН по региону. По данным предварительных проверок, за последние 4 года у узников регулярно вымогали деньги. Общая сумма может достигнуть 90 тысяч рублей. И, похоже, теперь кто-то всё же поплатится должностью.

Александр Войтович, прокурор Челябинской области: Мы поставим вопрос о соответствии занимаемой должности начальника колонии, о наказании сотрудников не только колонии, но и ГУФСИНа по Челябинской области. По тем заявлениям осужденных, которые мы передали в Следственный комитет по фактам избиения, по фактам поборов уже возбуждено уголовное дело.

Копейск на слуху у всей страны последние две недели. Бунт там произошёл 24 ноября. Группа заключенных численностью около 500 человек незадолго до обеда отказалась подчиняться администрации и потребовала ослабления режима. Во время подавления волнений пострадали несколько сотрудников ОМОНа. У колонии собралось около 300 родственников осужденных.  Несколько десятков из них задержали по административным делам. Первоначально власти делали вид, что ничего из ряда вон выходящего в копейской колонии не произошло, но потом всё же признали, что акция протеста состоялась, но завершилась 26 числа. Сообщалось о нормализации обстановки, чего на самом деле не произошло до сих пор.
Другие выпуски