Православная церковь продаст банки и пивные заводы, чтобы спасти Кипр

20/03/2013 - 21:45 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно
Кипр выбирает, от кого зависеть – от России или Европы. В Кремле не спешат давать острову новый кредит даже несмотря на то, что кипрский парламент отказался от планов вводить налог на вклады – чего так боялись российские инвесторы.

Переговоры министров финансов России и Кипра сегодня закончились ничем. Не удалось договориться и с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.

Между тем в Европе очень не довольны вояжем главы кипрского минфина: там настаивают, что помогать острову может только тройка европейских кредиторов. В то же время спасать Кипр решила еще и православная церковь. Причем и русская, и местная кипрская. Дошло до того, то переговорщиком в выделении кредита может стать патриарх Кирилл. О божественных высотах кипрского кризиса – Екатерина Базанова.

Базанова: Кипрская православная церковь – заметный игрок на местном рынке. Ей принадлежат акции в трех крупнейших банках страны – Bank of Cyprus, Laiki Bank (его представители сейчас ищут инвесторов в Москве) и в «Хелленик банке».

В последнем Кипрская православная церковь с долей 28% – крупнейший акционер. Кроме банковского бизнеса, церкви принадлежат огромные плодородные земельные участки и компания по производству пива KEО. Головной офис расположен в Лимасоле, КЕО занимает  около трети пивного рынка Кипра. Архиепископ Хризостом с самого начала кризиса, естественно, серьезно интересуется всеми экономическими событиями и офшорными играми. Вот, например, в феврале этого года он заявил журналистам, комментируя слухи об оттоке российских капиталов с острова: «Наша Церковь этого не допустит. Кроме того, я уверен в том, что Кремль нам поможет в том случае, если Евросоюз повернется к нам спиной. Если потребуется, то я и сам поеду в Москву, чтобы встретиться с президентом Путиным. У нас прекрасные отношения с Кремлем». В Россию архиепископ пока не вылетел, но связь с Москвой, судя по всему, держит. Сегодня кипрские агентства церковных новостей сообщили, что Хризостом будет уговаривать патриарха Кирилла стать посредником в переговорах о финансовой помощи. Об этом его попросил лично президент Кипра Никос Анастасиадис, который, видимо, не очень верит в успех своего министра финансов. В секретариате по межправославным отношениям Московского патриархата нам рассказали, что официального прошения с Кипра пока не было, но там не удивятся, если оно будет получено в ближайшее время. И не отрицают, что патриарх может согласиться просить за православных Кипра.

Михаил Асмус, сотрудник Секретариата по межправославным отношениям Московского Патриархата: Специально в Московскую Патриархию никаких просьб не поступало, но для кипрского менталитета это совершенно естественно, поскольку там церковь намного теснее связана была и исторически, и сейчас с вопросами государственного управления. У нашего патриарха и его помощников есть только одна возможность – это о чем-то ходатайствовать перед правительством.

Ни дружбы, даже никаких личных контактов, по словам нашего собеседника, между настоятелями русской и кипрской церквей нет. Однако последний официальный визит патриарха Кирилла на остров летом прошлого года проходил в очень теплой остановке. Новость о возможном посредничестве патриарха пришла одновременно с другой, не менее громкой. На встрече с президентом Анастасиадисом архиепископ Хризостом заявил, что владения церкви огромны и что она готова заложить их, чтобы выручить Кипр из сложной ситуации. Однако кризис уже так сильно ударил по православным активам, что архиепископу Хризостому вряд ли хватит денег. Напомню, что Никосии сейчас требуется порядка 17 миллиардов евро.

Михаил Зимянин, управляющий партнер юридической компании Amond&Smith: Банк непонятно в каком сейчас состоянии находится, понятно, сколько это может стоить теоретически, в связи с тем, что в целом банковская система в предбанкротном состоянии. У них есть пивоваренный завод КЕО. Я думаю, что все активы, которые церкви принадлежат, едва ли стоять больше миллиарда долларов.

И это еще одна причина просить помощи у патриарха Кирилла. Замечу, что кипрская православная церковь всегда была очень близка к государственным делам. Первым избранным президентом Свободного Кипра в 60 ом году стал Архиепископ Макариос. Он на протяжении почти двадцати лет, правда, с перерывом на государственный переворот, успешно руководил и духовными, и мирскими делами страны.

С нами на прямой связи бизнесмен Сотирис Кириакидис.

Арно: Расскажите последние сводки с Кипра. Началось ли уже заседание кипрского парламента?

Кириакидис: Решение кипрского парламента было вчера. Отклонили решение Еврогруппы о стрижке депозитов. Они считают, что это ограбление тех, кто положили свои деньги в банки. Я думаю, это спасло нашу страну от становления современной колонией Еврогруппы. Сейчас ведутся переговоры между партиями вместе с президентом, чтобы найти выход из кризиса. Народ готов внести свой вклад, чтобы уйти от кризиса без новых колонизаторов.

Зыгарь: Как настроено общественное мнение на Кипре? Насколько люди ожидают итогов от переговоров в Москве? Насколько велики надежды на Россию?

Кириакидис: Народ смотрит на Москву. Время нашим русским друзьям помочь Кипру. Я думаю, это будет и в пользу России. У нас недавно месторождения газа были найдены. Кипр может стать верным партнером России, потому что кипрский народ любит Россию. Я знаю, что и Россия любит Кипр. Нужна политическая воля от нашего правительства, которая не знаю, имеется ли.

Арно: Сегодня известный банкир Александр Лебедев в своем твиттере написал, что «по слухам некоторые российские дочерние банки на Кипре пропускают платежи для особых клиентов». Вы знаете что-то об этом?

Кириакидис: Я не уверен, что это правда. Может быть, я не знаю.

Зыгарь: Опишите эмоциональную обстановку в стране. я так понимаю, банки не работают, банкоматы не выдают деньги.

Кириакидис: Банкоматы выдают деньги, просто банки закрыты. Все работает по-прежнему, просто народ возмущен нашими партнерами в Европе и ждет помощь от России. 95% народа хочет уйти от этой ситуации и от наших партнеров, которые показали себя не партнерами, а врагами.

Зыгарь: То есть перспектива выхода из Еврозоны население не то что не пугает, а люди этого ждут?

Кириакидис: Совершенно верно. 

Другие выпуски