Пожизненный приговор Пукачу: вывез Гонгадзе в лес, чтобы попугать, нечаянно задушил и сам отрезал голову

29/01/2013 - 17:13 (по МСК) Никита Белоголовцев

В Киеве завершатся судебный процесс над одним из главных фигурантов громкого дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе. Судья Печерского суда оглашает вслух показания экс‑генерала МВД Алексея Пукача, которого обвиняют в убийстве журналиста. Сам он, как выяснилось, подробно рассказал следователям, как погиб Гонгадзе. По словам Пукача, журналиста он задушил случайно, когда заставлял признаться в шпионской деятельности.

История заказного убийства, которое изменило политический ландшафт Украины, по всей видимости, заканчивается сегодня Печерском суде Киева, где оглашается приговор бывшему начальнику департамента внешнего наблюдения МВД Алексею Пукачу. Он признался в убийстве главного редактора «Украинской правды» Георгия Гонгадзе, совершенном в 2000 году. Из текста приговора, который оглашает судья, ясно, что бывший генерал вывез Георгия Гонгадзе в лес, чтобы его напугать, набросил на шею ремень, но убивать журналиста не собирался, а хотел заставить его признаться в шпионаже в пользу США и других государств. Однако, по его словам,  не рассчитал сил, и позже приказал замести следы. Обезглавленное тело Георгия Гонгадзе обнаружили спустя несколько месяцев, после этого разразился скандал. Уже после победы Виктора Ющенко, который сменил на посту Леонида Кучму, расследование убийства привело  к бывшему президенту страны. Охранник Леонида Кучмы опубликовал записи разговоров главы государства с руководителями всех силовых ведомств, в которых тот требовал решить вопрос с оппозиционным журналистом Гонгадзе, который разоблачал коррупцию в высших эшелонах власти. Позднее Леонид Кучма утверждал, что эти пленки смонтированы, но многие на Украине уверены, что заказчик убийства хоть и не был наказан, но был изобличен.

Мустафа Найем, журналист: Он знает человека, который фактически своими руками убил Георгия Гонгадзе. Есть очень многие моменты в этом следствии, которые нам до сих пор непонятны. Например, есть показания этого же убийцы. Во-первых, он говорил о том, что ему известно, что заказ на это убийство давал бывший президент Украины Леонид Кучма и бывший глава Верховной Рады Владимир Литвин. Но эти показания почему-то исчезли из конечного материала, из конечного приговора. То есть, там вообще нет этих показаний. Есть ли они в деле, хранится это – мы не знаем, но, по крайней мере, были свидетельства, что эти показания есть. О них говорили адвокаты, о них говорили журналисты. И вообще, последние два года тема Литвина, Кучмы и Гонгадзе и это убийство, оно было достаточно живо. Поэтому, в принципе, у общества нет каких-либо вопросов к тому, насколько объективно следствие сейчас скрывает эти имена. То, как взялось за это следствие сейчас и какое было давление со стороны общества, думаю, что все равно это дело не закончено. Я думаю, что, возможно, при следующей власти, возможно, так сложится конъюнктура, что будет выгодно использовать это дело еще раз и вернуться к нему и тогда будут какие-то новые детали. Я на 100% уверен, что так случится.

Сам Алексей Пукач сегодня слушает приговор, закрыв глаза. Ему грозит пожизненное заключение, еще трое бывших милиционеров уже отбывают длительные сроки за соучастие в убийстве, а их бывший начальник, глава МВД Юрий Кравченко, погиб при странных обстоятельствах еще в середине нулевых, за день до допроса по делу Гонгадзе.

Дело погибшего журналиста по своему уникально на постсоветском пространстве, но ему можно найти аналогию из российской жизни. Совсем недавно Мосгорсуд отправил в тюрьму бывшего начальника отделения оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова. Он обвинялся в убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской. Как и Пукач на Украине, Павлюченков по роду службы занимался оперативным сопровождением и слежкой. Убийство Политковской вызвало не меньший резонанс, но за одним исключением: следствие так и не назвало настоящих заказчиков покушения. Впрочем, и на Украине это произошло только после смены власти, которую в Москве назвали «оранжевой революцией». 
Другие выпуски