Повар, вор, его жена и экологи: активистов «Гринпис» не хотят отпускать и обвиняют в хулиганстве даже корабельного кока

29/10/2013 - 21:44 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Экипажу судна «Арктик Санрайз» продолжают предъявлять новые обвинения. Сегодня число тех, кого записали не только в нарушители морского права, но и в хулиганы – достигло 13-ти человек.

Это и корабельные коки, и их помощники по кухне, и журналисты, которые сопровождали экспедицию... В общем, все это – люди, которые даже на палубу во время попытки захвата платформы «Приразломная» не поднимались – не то что хулиганили. Что им грозит? Выясняла Альбина Кириллова.

Кириллова: Статья 213 часть 2 «Хулиганство» – это до 7 лет лишения свободы. Среди тех, кому это грозит – видеооператор из Британии, повар из Украины и его помощница гражданка Турции. Сначала в Следственном комитете обещали, в принципе, переквалифицировать активистам обвинения в пиратстве на «Хулиганство». Но пока этого не происходит – и у них в итоге просто по две статьи.

Сергей Голубок, глава мурманской команды Greenpeace: Предъявив обвинения по 213-ой статье «Хулиганство», следствие не прекратило уголовное расследование по статье 227 Уголовного кодекса «Пиратство». С точки зрения УПК, они не могут просто заменить одно обвинение на другое. Они должны прекратить уголовное преследование в части пиратства. Что сделано до сих пор не было. Мы удивлены тем, что сейчас фактически дело расследуется и по пиратству, и по хулиганству.

Отдельная проблема – трудности перевода. Каждую просьбу заключенные обязаны фиксировать письменно и на русском языке, для большинства это очень затруднительно. Касается это и процессуальных тонкостей – вот и новые обвинения в хулиганстве по закону должны быть переведены на родной язык заключенного, например, на английский, как в случае с Дмитрием Литвиновым.

Его адвокат Марк Фейгин рассказал, что формулировка хулиганства в документах на английский язык переведена некорректно, что в корне меняет саму суть обвинения.
Проблемы с пониманием есть даже у россиян, например Денису Синякову сегодня было предъявлено обвинение в хулиганстве, которое он отказался подписывать, так как совершенно не понял в чем конкретно его обвиняют.

Алхас Абгаджава, адвокат Дениса Синякова: Постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, в котором написано, что Денис теперь обвиняется в хулиганстве. Причем все обвинения и формулировки ровно те же самые, которые были с предъявлением обвинений по пиратству, ничего не изменилось. Невозможно одни и те же действия классифицировать и как пиратство, и как хулиганство. Это вообще разные области, разные сферы. И если уж даже такое непонятное событие происходит, сначала считают, что это пиратство, более того – арестовывают людей, а потом вдруг приходят к выводу, что те же действия – это хулиганство, то хотя бы это нужно правильно оформить. Денис написал заявление о совершении преступления уже в отношении него. Преступление – воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста. В законном порядке в течение трех, максимум десяти суток должны принять решение либо о возбуждении уголовного дела по статье 144-ой Уголовного кодекса, либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Адвокаты и их подзащитные в один голос жалуются на формулировку обвинения: написана общими словами, не уточняет, за какие конкретно действия арестовали того или иного активиста. Для всех обвинение звучит одинаково – и для тех, кто варил суп и для тех, кто подходил на лодке к самой платформе «Приразломная».
Впереди для активистов «Гринпис» новая надежда – международный трибунал ООН по морскому праву в Гамбурге, начнется он 6 ноября, несмотря на то, что Россия отказалась от участия в слушаниях. Для России это далеко не первый процесс по морскому праву, за все время существования самого морского трибунала было рассмотрено около 15 дел, три из них – с участием России как истца, так и ответчика. Во всех трех случаях, где участвовала Россия суд выносил решение «незамедлительное освобождение».
Морской трибунал рассматривает дело примерно месяц, в этот срок голландский МИД намерен получить уже решение суда.
Если же трибунал посчитает действия России адекватными, то остается ждать новых судов в Мурманске, к концу ноября подойдет срок двухмесячного заключения под стражу активистов «Гринпис», возможно в связи с переквалификацией обвинения с пиратства на хулиганство, суд поменяет меру пресечения с лишения свободы на подписку о невыезде.

Другие выпуски