«Может, пора уже создавать прецедент?» Борис Вишневский о возможном расследовании полицейского произвола на акции в Петербурге

02/05/2019 - 15:00 (по МСК) Павел Лобков

Первого мая на акции на Невском проспекте в Петербурге были задержаны 69 протестующих, среди них организаторы шествия, исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров и координатор штаба Навального в Санкт-Петербурге Александр Шуршев. Полиция сочла поведение протестующих, скандировавших, в том числе, лозунги «Россия без Путина» и «Петербург без Беглова», не соответствующим заявленной цели акции. Депутат заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский рассказал Павлу Лобкову о том, почему действия полиции можно считать незаконными и о возможном расследовании, которое может последовать после акции.

Борис Лазаревич, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, вы не сами не пострадали вчера? Потому что я знаю, что ваш коллега Максим Резник пострадал, все сети обошла картинка, где его буквально валят спиной на асфальт.

Нет, я, к счастью, вчера избежал задержаний, потом полдня, как обычно, к сожалению, после публичных акций, мотался по отделам полиции. Хочу сперва сказать очень простую вещь: ни полиция, ни чиновники Смольного на согласованной публичной акции не наделены никакими полномочиями по оценке плакатов, лозунгов, транспарантов. Вранье смольнинских и пригожинских СМИ о том, что оппозиционеры были задержаны за отказ убрать незаконные лозунги, совершенно очевидно. У полиции вообще нет такого права.

Хочу отметить, что, например, в заявке «Яблока» на вчерашнее шествие специально было написано, что используется любая символика, не запрещенная законодательством. То есть если кто-то пришел бы с нацистским флагом ― да, это нельзя, а «Россия без Путина», «Петербург без Беглова», «Путин ― вор» и все прочее ― это закон не запрещает. Поэтому действия полиции были совершенно незаконными, задержания, в том числе жестокие, были совершенно незаконны. Это первое.

Второе ― к сожалению, не два года назад мы видели подобное, мы видим подобное постоянно. Последний раз я нечто очень похожее наблюдал в сентябре прошлого года на акциях против повышения пенсионного возраста, тоже были весьма жестокие задержания. Кроме того, я хочу сказать, что с приходом Беглова на пост временно исполняющего обязанности губернатора у нас начали задерживать даже людей, проводящих одиночные пикеты, которые вообще не требуют согласования.

На протяжении нескольких месяцев по ложным обвинениям и заявлениям якобы о намерении совершить какие-то преступления людей задерживают, отвозят в полицию. Очень часто потом оттуда отпускают без всяких протоколов, но пикетирование уже сорвано. Поэтому нарушений прав на свободу собраний у нас стало резко больше при правлении господина Беглова.

А что касается причин, почему это произошло, у меня есть еще одна гипотеза. Я не думаю, что начальник ГУВД стал бы проводить какую-то самодеятельность в желании подставить Беглова, как я уже где-то прочел. Все это делалось, конечно, с санкции временного первого лица, то есть самого Беглова, и я это связывал бы с недавним указом президента об оценке эффективности работы губернаторов. Помните, что там первым пунктом стоит?

Доверие президенту и главе субъекта федерации.

Уровень поддержки Путина. Поэтому только об этом они и заботятся. Значит, надо было сделать так, чтобы на Невском проспекте не было картинки с антипутинскими и антибегловскими плакатами, лозунгами, кричалками. Любой ценой держать и не пущать.

Но там же еще нечего оценивать, потому что Беглов не избран, хотя он сказал в интервью Сергею Брилеву, что он приехал в Петербург на всю оставшуюся жизнь. Но тем не менее он же еще не избран формально, и поэтому такие картинки, которые обходят социальные сети и телеканалы свободные, естественно, не могут не сказаться на результате выборов. Или это вообще не беспокоит и. о. губернатора?

Я думаю, его беспокоят исключительно отношения с президентом, как на него смотрят в Москве. Я думаю, кстати, что в президентской администрации прекрасно понимают, что господин Беглов ― очень слабый кандидат, что он городу совершенно не подходит. Вся стилистика его работы абсолютно не петербуржская. Человек, который еще до того, как его поставили на этот пост, публично заявлял, что у нас тут главные задачи ― армию укреплять и противостоять тлетворному влиянию Запада. Это вообще что? Притом что Петербург ― европейский город, окно в Европу, какие у нас тут традиции взаимоотношений с европейскими странами.

Вся его стилистика ― управление, отказы встречаться с депутатами, хамские ответы, хамские отказы в решении городских проблем в ответ на просьбы жителей. Все это, на мой взгляд, делает его крайне слабой фигурой на выборах. Конечно, на мой взгляд, вчера, дав команду или санкционировав фактически разгон оппозиционного шествия, он свою репутацию среди граждан отнюдь не улучшил. Проблема в том, что, видимо, эта репутация его особо не беспокоит. Скорее всего, надеются или не пустить никого из сильных конкурентов на выборы, или подделать потом результаты.

Я прошу прощения, просто был же пример в Москве в 2012 году, когда Сергей Собянин, готовясь к выборам, делал очень много популярных вещей. Он заигрывал с хипстерами, он открывал так называемые креативные площадки для новых смыслов. Был Навальный допущен к выборам, для чего пришлось весь уголовный кодекс фактически выворачивать наизнанку. Так или иначе, когда Сергей Собянин переизбирался, это было действительно неким потеплением в Москве, довольно серьезным, и до сих пор мы еще чувствуем это реликтовое потепление кое в чем. Как я понимаю, ничего в этом роде не делается в городе?

Политического потепления пока не чувствуем, чувствуем только похолодание. Что касается заигрывания, мы видим, что вдруг, оказывается, власть разглядела, что на набережной Европы, напротив стрелки Васильевского острова, замечательное место, надо там строить не судебный квартал, ― я, кстати, против переезда Верховного суда в Петербург, считаю это дорогостоящим и бессмысленным проектом, ― а там нужен парк. Я шесть лет как оглашенный твердил о том, что там нужен парк, а на меня смотрели как на городского сумасшедшего. Теперь вдруг эта идея осенила господина Беглова, и он торжественно объявил при Путине, что тут будет парк.

Организация бесплатного проезда в электричках для пенсионеров ― хочу сказать, что, с одной стороны, конечно, я за. С другой стороны, это абсолютное лицемерие, потому что когда в начале года я предлагал всего лишь дать право бесплатного проезда почетным донорам СССР и России, господин Беглов прислал мне письмо, что проект закона поддержать нельзя, поскольку это поставит под угрозу бюджет и его стабильность.

То есть на это денег не было, на пять тысяч почетных доноров, а здесь огромная сумма, в общем, достаточно большая, вдруг откуда-то возьмется, расходы оцениваются примерно в 700 миллионов рублей. Хочется спросить: «Откуда вы их снимете, Александр Дмитриевич?». И вот так постоянно.

Борис, скажите, пожалуйста, у вас же есть право как у депутатов Законодательного собрания вызвать к себе если не Беглова, то, по крайней мере, возможно, поговорить с Любовью Совершаевой, возможно, вызвать начальника ГУВД и провести некое парламентское расследование. Будете ли вы это делать?

К сожалению, ситуация такова, что оппозиция, в том числе и я, на этом регулярно настаивает, но решение принимает или совет фракций, или председатель Законодательного собрания. Они этого решения принимать не хотят. Мы можем, конечно, инициировать приглашение госпожи Совершаевой, хотя я понимаю, что вчерашнее решение о разгоне принимала не Совершаева, не с нее надо спрашивать, а с Беглова.

Начальника ГУВД мы вызвать не можем вообще, он никак формально с ЗакСом не связан, полиция ― это федеральная структура. Мы можем попытаться пригласить, но опять же приглашение должно исходить от совета фракций. Несколько раз мы пытались пригласить еще прежнего начальника ГУВД, и каждый раз совет фракций оппозиции отказывал в такой инициативе.

Мы, конечно, будем писать запросы, сейчас готовится общее обращение от политических активистов, в том числе и от депутатов, в Генеральную прокуратуру и в Следственный комитет по вчерашнему, потому что я лично полагаю, что то, что вчера произошло, ― это 149 статья Уголовного кодекса Российской Федерации, незаконное воспрепятствование проведению публичной акции.

Я не помню, чтобы кто-нибудь у нас в стране был наказан по этой уголовной статье, но, может быть, пора уже создавать прецедент? Потому что вчера полиция и администрация общими усилиями просто сорвали заранее согласованную акцию, не дали оппозиции мирно и спокойно пройти по Невскому проспекту и далее по заявленному маршруту.

 

Фото: Павел Каравашкин/Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски