Половина российского кино заказана государством

30/11/2012 - 23:30 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Российские фильмы, вышедшие за первые шесть месяцев этого года, оказалось, почти на половину профинансированы из бюджетных денег. Доля госфинансирования в кинопроизводстве растет год от года.

При этом российские продюсеры не справляются с задачей по увеличению кассовых сборов отечественных фильмов. Когда российское кино станет государственным? Об этом наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: В первом полугодии на экраны вышло 31 отечественная кинолента. Их совокупный бюджет составил 2,5 млрд. рублей, из них государственный – 1,1млрд. рублей, говорится в исследовании, которое подготовила НЕВАФИЛЬМ RESEARCH. Доля денег налогоплательщиков в кинопроизводстве составляет 43%. Эта цифра стабильно растет в последние годы. С 2010 года доля увеличилась в 2,5 раза. Финансирование ведется по двум каналам. Традиционный – Минкульт выделяет деньги на дебюты, авторское и экспериментальное кино. Второй канал – новый, созданный государством в 2010-м Фонд кино, который финансирует коммерческие фильмы. Основную часть этих средств получают мейнджеры – крупнейшие киностудии под руководством самых известных российских режиссеров. С каждым годом бюджет Фонда растет, режиссеры получают все больше денег. Но единого мнения о том, какой эффект это оказывает на отрасль, нет.

Даниил Дондурей, историк кино, культуролог: Для одних это хорошо, для других – очень плохо. Третьи – ничему не учатся, пятые  - рады тому, что хотя бы государство деньги дает, а могло вообще забыть про кинематограф. Поскольку государству золотые призы не нужны. Зрителей, способных понимать качество Сакурова, например, становится все меньше. Телеканалы в телепередачах этому не учат. Огромная многомерная система.

Главная задача госфинансирования, озвученная властями, - не просто поддержка кино, а производство качественных отечественных фильмов, и, как следствие, переключение зрительского интереса с зарубежного на российское кино. Интерес этот лучше всего измеряется размерами кассовых сборов. И с ними у российских фильмов большие проблемы. Целевой показатель, который установили власти на нынешний год, - 18%. Столько должны занять отечественные киноленты в общем объеме сборов. Но на недавнем совещании у вице-премьера Владислава Суркова руководители мейнджеров признали, что цель будет достигнута лишь на две трети. На российское кино в этом году придется только 13% всех проданных билетов или около 7 млрд.рублей. В связи с этими неутешительными результатами принято решение изменить принцип работы Фонда кино. Рассматривается вариант, при котором вместо того, чтобы просто давать деньги продюсерам, чем занимается Минкультуры, Фонд кино будет оказывать косвенную поддержку. Например, оплачивать проценты по кредитам, которые привлекут сами производители. Предложение о том, как изменить систему госфинансирования, кинодеятели должны представить уже в ближайшее время – 3 декабря состоится заседание правительства, на котором будет решаться этот вопрос. Какое бы решение не было принято, размер субсидий на кино в будущем году, скорее всего, снова увеличится.

Другие выпуски