Политолог Олег Волошин: Порошенко планировал уволить Дещицу, но сейчас не может – воспримут как прогиб под Кремль

16/06/2014 - 16:10 (по МСК) Екатерина Базанова

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что ему не о чем больше разговаривать со своим украинской коллегой. А российский премьер Дмитрий Медведев заявил, что действия министра иностранных дел Украины Андрея Дещицы неадвекватны. 

Дело в том, что тот в субботу приехал утихомирить толпу протестующих у российского посольства в Киеве. И принял участие в распивании нецензурной частушки с упоминанием фамилии российского президента. Позднее он объяснил это тем, что его главной целью было утихомирить людей, и выражений он не выбирал. Как этот инцидент, нападение на российское посольство и газовые споры повлияют на отношения Киева и Москвы, поговорим об этом прямо сейчас.

Обсудили эту ситуацию с политологом и бывшим директором департамента информационной политики МИД Олегом Волошиным.

Батанова: Как вы сами оцениваете выступление, если это так можно назвать, Дещицы возле посольства? Какое ваше мнение?

Волошин: Здесь две составляющих. С одной стороны, давайте будем откровенны, в результате действий российского руководства соответствующую песенку в душе, в компании друзей сегодня напевает огромное количество украинцев, Владимир Владимирович проходит у нас по ведомству этой песенки. С другой стороны, безусловно, поступок министра Дещицы – это вверх непрофессионализма. Если это дешевый пиар и попытка войти в политику, это еще можно было бы с политической точки зрения оценивать, а так, когда человека просто заставляет толпа петь песенку якобы под предлогом того, чтобы остановить штурм, это говорит о том, что украинская власть не способна обеспечить порядок в столице.

Здесь очень важное понимание, что Владимир Владимирович имеет соответствующий имидж и восприятие в глазах миллионов украинцев, именно поэтому Дещица сейчас у нас стал героем ни с того ни с сего. Я, как дипломат, понимаю, что то, что он сделал, крайне непозволительно. Дипломат должен всегда оставаться дипломатом. Конечно, дипломатическая карьера Дещицы на этом должна быть завершена, потому что ему нужно вести переговоры с разными странами, и лидеры этих стран могут вызывать разные эмоции у жителей Украины. Если он про каждого будет петь такие песенки, то, я думаю, скоро мы вообще останемся без международных партнеров.

Батанова: Надо отметить, что никто там его не заставлял это делать, это было просто похоже на эмоциональный порыв, видимо, чтобы как-то достучаться до людей, которые находились возле посольства. Есть ли альтернативные кандидатуры на его пост, кто может занять его пост? И когда может случиться отставка Дещицы, если он случится?

Волошин: Очень важно понимать, что никто не собирался и не собирается отправлять Дещицу в отставку под давлением России или по желанию России. Тем более, если сейчас произойдет смена министра, это произойдет не из-за этой песенки. Глупая ситуация состоит в том, что уже был известен более-менее кандидат, обсуждался активно нынешний посол в Германии, бывший заместитель министра иностранных дел, которого я хорошо знаю, который, кстати, заканчивал МФТИ в Москве и вообще родом из Курска, это Павел Климкин. Он дипломат с большим стажем, с огромным опытом, хотя он и дипломат нового поколения, он значительно младше Сергея Лаврова.

Дещица – человек Яценюка, он был введен в состав правительства по инициативе нынешнего премьера Арсения Яценюка. Порошенко и по Конституции, и по функциям должен иметь собственного министра, поскольку внешняя политика относится к прерогативам главы государства, он должен иметь возможность назначить удобного ему человека. Сейчас эта идиотская история с песенкой, поскольку у нас Петр Алексеевич чувствителен к настроениям ура-патриотической части электората, то сейчас безмозглость людей, которые считают, что эта песенка – это и есть метод борьбы с Россией, она, тем не менее, создает интригу, хотя еще буквально три дня назад все были уверены, что Климкин будет министром, и начнется новый этап. И очень обидно, что понимание, что главная задача министра иностранных дел сегодня – это остановить войну на Донбассе и достигнуть мира с Россией, очень часто размывается этими эмоциональными историями вокруг нелепой песенки.

Батанова: А как может отразиться на отношениях между Россией и Украиной назначение Климкина? Сергей Лавров вообще с ним знаком, они как-то пересекались раньше?

Волошин: Я не думаю, что они довольно часто пересекались, но они, наверное, знакомы, поскольку Павел Климкин работал в системе МИДа и был заместителем министра, хотя он и курировал европейскую интеграцию. В любом случае нужно признать, что среди людей, которых может номинировать сегодня Порошенко из дипломатов нейтральных или промайдановских фигур, равных по опыту Лаврову, в принципе нет. Поэтому здесь любое назначение максимально опытного и взвешенного дипломата будет в плюс.

И Павел Климкин очень взвешенный, очень опытный дипломат, большой любимец коллектива Министерства иностранных дел, он в свое время отчасти влиял на кадровые вопросы. Прослыл как человечный, мягкий в общении, при этом достаточно опытный менеджер. И его назначение позитивно бы отразилось на диалоге. Самое главное, что он посол именно в Германии, это важно в контексте того, что Берлин сегодня выступает в роли главного посредника между Москвой и Киевом. Павел Климкин блестяще говорит по-немецки, за то время, что он был послом, он получил доверие значительной части немецкого истеблишмента, в том числе канцлера.

Для Украины, как для страны, которая ищет пути примириться с Россией, это было бы разумное назначение. Посмотрим. В любом случае я убежден, что президент Порошенко должен выбирать не между ситуативной популярностью у любителей спеть песенку, не в пользу этого, а в пользу стратегии. А стратегия сегодня состоит в том, что без достижения, пусть непростого, но, скажем, примирения, а лучше мира с Россией, стабилизировать ситуацию на Донбассе невозможно. Там льется кровь, гибнут люди.

Президента избирали не под мандат победить Россию, это физически невозможно, а под мандат остановить войну. Сегодня все силы должны быть брошены на это. А распевание песенок ведет ровно в противоположную сторону. В этом моя оценка. Скажу вам честно, я был продолжительное время знаком с Андреем Дещицей, я был о нем хорошего мнения как о человеке, как о дипломате. Но такие эмоциональные штуки непозволительны, какая бы ни была тупая пропаганда с российской стороны, чтобы там ни рассказывали иногда Киселев и остальные, Украина должна выглядеть солидно. Какие странными иногда нам ни казались заявления МИД России, но чтобы до песенок дело не доходило.

Батанова: А Петр Порошенко как-то отреагировал, он что-то сказал по поводу этой песенки, исполнения министром иностранных дел?

Волошин: У меня была первая мысль, что прибегут советники и скажут, что смотрите, Дещица становится популярнее вас, давайте споем мы тоже эту песенку. Если серьезно, безусловно, президент никак не реагировал. Наверное, это правильно. Тут важны кадровые в итоге назначения, а не его реакция. Вы тоже должны понимать ситуацию – в субботу утро началось с того, что Украинцы были шокированы известием о сбитом самолете военно-транспортного в Луганске, погибло 49 украинских военных, не только военных, там, кстати, и шахтеры оказались на борту. Естественно, вину значительная часть общества возлагает на Россию, даже не на боевиков «Луганской народной республики», а сугубо на Россию.

На этом фоне, если Порошенко публично одернет Дещицу, очень сильно потеряет, он это не может не понимать. Откровенно говоря, тут сразу с российской стороны посыпались активные призывы, давайте уволим Дещицу, и вроде как из нечего, из ситуации, когда все сначала однозначно сказали: «Фу, это чересчур, это глупо», получилось, что Дещица становится героем. И сегодня его увольнение, получается, прогиб под Кремль, что Порошенко вряд ли себе может позволить. Когда-нибудь это будет в учебниках, конечно, по дипломатическим отношениям.

Батанова: Петру Порошенко сейчас не позавидуешь, потому что у него, по сути, сейчас три войны дипломатическая война благодаря министру иностранных дел, война на юго-востоке и газовая война. Как вы думаете, какой сейчас главный вопрос, который нужно решить Петру Порошенко из этих трех?

Волошин: Конечно, главный вопрос – это восстановить управляемость государством, восстановить управляемость системы, ну не должен распеванием песенок или любыми другими способами министр иностранных дел останавливать погром посольства, даже если этот погром в достаточной степени, тут мои знакомые информированные сообщали, организован пророссийскими активистами. Скажем, это те же провокаторы, в значительной степени, которые устроили знаменитую бойню на Банковой 1 декабря, когда начали нападать на «Беркут», спровоцировали ответные действия.

Тем не менее, милиция должна была встать кордоном и обеспечить охрану посольства, обеспечить правопорядок. Этого не произошло. У нас, что хочешь, то и громишь, что хочешь, то и жжешь. Создается ощущение полной потери управляемости системы. Это самая большая проблема на сегодня. Безусловно, Россия этим пользуется. Когда я говорю о том, что с Россией нужно договариваться, я это говорю, потому что нужно договариваться, а не потому что кому-то симпатичны те действия, которые сегодня предпринимает российское руководство по отношению к Украине – аннексия Крыма ситуация на Донбассе и так далее.

Что касается газа, мое глубокое убеждение, что без достижения политического компромисса между Порошенко и Путиным газовый вопрос решить не удастся. Как-то немножко странно, слава Богу, прямой войны нет, но, по сути, для общества украинского мы находимся в состоянии войны с Россией, я думаю, что для какой-то части российского общества Россия условно находится в состоянии войны с Украиной. На этом фоне бизнес «эз южуал» в газовой сфере будет выглядеть как-то странно.

Фото: АР

Другие выпуски