Политолог Кирилл Рогов: на этих выборах Собянин украл победу не у Навального, а у самого себя

10/09/2013 - 00:06 (по МСК) Михаил Зыгарь, Анна Монгайт
В эфире ДОЖДЯ Политолог Кирилл Рогов рассказал, что думает об исходе выборов мэра в Москве – о политтехнологиях Навального и Собянина в борьбе за власть.

Зыгарь: Что ты ждал от митинга? Как должен был повести себя Навальный? С одной стороны, он и его команда утверждали, что им нужен второй тур и они его заслужили, с другой стороны, была очевидна позиция властей никакого второго тура не допускать, поскольку уже все итоги опубликованы, и даже глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов в шутку сравнил поведение Алексея Навального с попыткой сделать вторую оранжевую революцию.

Рогов: Мне кажется, в положении была сложность, но она нормальная. Хорошо, что состоялся митинг, потому что действительно второй тур украли. Некоторые есть проблемы, отличия от того, что было в Киеве, когда там пытались у Ющенко украсть победу. У Навального не крадут победу, скорее, Собянин украл победу у самого себя, потому что ему приписали эти 3%, и получилось, что он победил в первом туре. Стратегически эта ситуация выгодна Навальному и невыгодна Собянину. Собянин сейчас вроде как остается мэром, но все понимают, что немножко нечестно.

Зыгарь: То есть бороться за второй тур дальше стоило, или стоило отойти в сторону, признав, что на данном этапе борьба окончена?

Рогов: Бороться за второй тур, я думаю, стоит, как и стоит бороться за опротестовывание итогов, потому что они явно проблемные. Здесь нет ситуации, когда у людей украли их победу и их голоса. Собянину что-то вбросили, но голоса Навального посчитали в общем честно. В этом смысле я не вижу предмета для оранжевой революции, потому что у людей нет такого драйва. На прошлых выборах в Думу у нас украли голоса, и люди вышли. В такой ситуации вывести людей сложно.

Монгайт: Как вы считаете, как повел себя Навальный и что он сказал? Вы не знаете, а мы знаем. Он выбрал продолжение борьбы или приостановку борьбы?

Рогов: Что вы имеете в виду под борьбой? Борьба, конечно, должна быть продолжена за честный подсчет голосов. Я слышал, что он не стал прыгать в толпу.

Зыгарь: Он сказал, я не буду вас подставлять, если когда-то мне понадобится, чтобы ради меня жгли фаеры или переворачивали машины, я так прямо и скажу, а сейчас ничего такого делать не надо.

Рогов: Это очень разумно.

Монгайт: Вы ждали от него этого разумного поступка?

Рогов: Конечно, он очень разумный, вдумчивый политик.

Зыгарь: Что же будет дальше? Перед митингом генпрокуратура вынесла предупреждение за прозвучавшие из его уст призывы к неповиновению.

Рогов: Призыва из его уст не прозвучали. Прокуратура выполнила свою роль. Здесь все при своих. Этот исход обе стороны удовлетворяет, но исход заключается в том, что мы знаем, что Собянин не победил в первом туре.

Монгайт: Как вы считаете, они договорились? Был решающий звонок между людьми Собянина и Навального?

Рогов: Нет, конечно. Хотя могли бы быть переговоры, но было очевидно штабу Навального, что здесь нет повода для что вы назвали оранжевой революции, такого противостояния, потому что реально у людей не украли голоса. Добросил себе Собянин, но 28-29% Навального на столе.

Зыгарь: То есть решили, что моральной победы Собянин не одержал, и этого уже достаточно. Какова будет физическая судьба Навального после того, как он прошел эту кампанию?

Рогов: Этот вопрос интересует всех. Это сложная проблема, которая стоит перед властями. Я думаю, что они не решатся посадить Навального в сложившейся ситуации, но будут расхлебывать, хотя в принципе мне кажется, они понесли очень серьезное поражение на федеральном уровне. Стратегия, которую они сейчас примут, очень не видна. Они внезапно сменили стратегию в начале лета, эта стратегия проиграла.

Монгайт: Стратегия честных выборов?

Рогов: Стратегия псевдочестных выборов. Политический смысл этого события: есть такие режимы – электоральные авторитаризмами – которые с одной стороны правят авторитарно, а с другой стороны умеют легализовывать себя через выборы. Это выборы бывают обычно нечестные, но там такое большинство за них, что все поднимают лапки. После неудачи в 2011 году для режима важно было продемонстрировать, что они умеют побеждать на выборах, легитимизироваться через выборы, и у них опять не получилось. Это очень большой удар по всей конструкции власти, это второй мощный удар. Стратегия маневрирования, которую они приняли в начале лета, кончилась крахом. Непонятно, что будет. Возможно, опять резкие изменения. 
Другие выпуски