Похмелкин о техосмотре: будет плохо и дорого

16/05/2011 - 22:25 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

В конце апреля Дмитрий Медведев потребовал сделать процедуру прохождения техосмотра "беспроблемной для граждан" или вообще от нее отказаться. А в начале мая правительство подготовило законопроект, передающий функцию проведения техосмотра частным страховым компаниям. Говорим об этом с лидером Движения автомобилистов России Виктором Похмелкиным.   

Казнин: Ваша позиция здесь? Ведь предлагают многие просто взять и отменить к чертовой матери этот самый техосмотр.

Похмелкин: Попытки как-то модернизировать техосмотр в нашей стране можно сравнить с довольно известным анекдотом, мне он очень нравится. Когда полная женщина обращается к врачу с просьбой, можно ли похудеть, а он ей: «Вы знаете, из толстой коровы можно сделать только тонкую корову, но никак не газель». Если говорить о нашей государственной системе, ее можно уподобить этой толстой корове. Газели из нее не сделать, потому что сейчас есть какой вариант – передать техосмотр от МВД частным техническим центрам.

Писпанен: Страховщикам.

Похмелкин: Проводить его реально будет частный технический центр. Если страховщики – это еще дороже. Сейчас плохо, очень плохо и все-таки недорого для большинства граждан.

Писпанен: Но в обход закона.

Похмелкин: В обход закона подороже.

Писпанен: Чуть-чуть подороже, но зато это не 5 часов в очереди.

Похмелкин: Так вот будет плохо и дорого, если все это передать частным центрам.

Писпанен: А почему просто не отменить?

Похмелкин: Моя позиция как раз и состоит в том, чтобы отменить полностью и не пытаться сделать из толстой коровы тонкую корову. При этом на безопасности дорожного движения это никак не скажется абсолютно. У нас как отвечали водители за техническое состояние, так и будут отвечать. Можно через страховые механизмы, не техосмотр проводить, а регулировать вопрос ответственности водителей, скажем, если он довел свою машину до скверного состояния, и это стало причиной ДТП, страховка ему не выплачивается.

Казнин: Есть ли статистика, из-за технической неисправности сколько попадает в ДТП автомобилей?

Похмелкин: Статистика эта очень условная, она очень часто не проверяется. Классическая причина ДТП – водитель не справился с управлением. Почему он не справился, как правило, это не выясняют. Что там было – заснул, еще что-то, а уж тем более, если какие-то там технические неисправности, в голову никому не приходит. Поэтому, конечно, статистике этой верить нельзя. Если страховые компании будут за этим следить, они, конечно, будут в определенных сомнительных случаях добиваться технической экспертизы, смотреть. Но так или иначе, те, кто техосмотр осуществляет, не отвечают за его проведение и, самое главное, не отвечают за последствия, которые потом могут иметь место. И это понятно, потому что действительно прошло 3 месяца, 4 месяца, а у нас на год для подержанных машин выдаются талоны.

Писпанен: Сейчас они хотят ввести мораторий на год. Это получается абсолютно бесконтрольные развалюхи на дорогах – целый год!

Похмелкин: А что толку-то? И сейчас эти развалюхи на дорогах. Подавляющее число машин старше 10 лет вообще не должны проходить техосмотр, они не должны получать талоны.

Писпанен: Но мы же понимаем, что они ездят в большинстве своем по дорогам.

Казнин: Это же большие деньги очень, никто их не отдаст вот так просто. Нужна какая-то политическая воля, чтобы просто сказал, например, президент.

Писпанен: Президент уже сказал, только почему-то ничего не сделали.

Похмелкин: Почему сейчас мораторий объявили? Ларчик просто открывается. И почему именно на этот год? Год выборный, зачем надо рисковать политическими шансами тех людей, которые собираются выбираться? Это огромная масса избирателей – автомобилисты, нервы накалены, очереди довели просто до безумия, особенно в крупных городах Москвы.

Писпанен: Вдруг на улицу выйдут?

Похмелкин: Ну на улицу не выйдут, но как они проголосуют – бог его знает.

Казнин: Пункты не были предназначены для обслуживания того количества автомобилей, которое у нас есть.

Похмелкин: Мы проводили исследование и выяснили, что в крупных городах более 60% автовладельцев техосмотр не проходят. Они платили взятки.

Писпанен: Естественно. Это и так все знают, не нужно было проводить.

Похмелкин: Я просто ссылаюсь в данном случае на материалы исследования. Мы в 7 крупных городах, столицах федеральных округов проводили, 60% с лишним не проходят, честно отвечают на анонимные вопросы. Сейчас немножко ужесточили требования, стало сложнее это делать. Поэтому кто-то из них рванул проходить.

Писпанен: Куда уж сложнее, если ты, например, живешь в Москве, а зарегистрирован ты во Владивостоке. Попробуй-ка пройди техосмотр.

Похмелкин: А техосмотр в Москве формально проходить и не можешь, если машина зарегистрировано во Владивостоке. Что, кстати, тоже нонсенс, потому что на самом деле ездить по всей стране. Почему нельзя пройти техосмотр там, где удобно? Хотя закон, который сейчас Дума должна рассматривать, принимать, там это, слава богу, предусмотрено, что техосмотр можно проходит независимо от того региона, где зарегистрирован автомобиль.

Казнин: А те, кто проходят, они разве проходят его?

Писпанен: Никто не проходит. Те, которые по-настоящему проходит, они его не проходят.

Похмелкин: На самом деле, я еще хочу привести в пример Приморский край. Недавно там был большой скандал, где коммерсанты, которые были допущены под эгидой ГИБДД к проведению техосмотра, они стали вымогать деньги за самые разные дополнительные услуги. Машина зашла на стенд – дополнительно копейку плати, мы тебя проконсультировали по ходу техосмотра – дополнительно плати.

Писпанен: У меня за то, что номера стерлись, требовали деньги.

Похмелкин: Это уже прямая взятка. Вам не должны выдавать талоны, если номера стерлись, надо их поправлять.

Писпанен: Сказали да, нужно поправить ручечкой.

Похмелкин: А там просто это был такой узаконенный рэкет, фактически это все разрешалось. И только прокурорская проверка, десятки тысяч людей уже обращались с жалобам, выявила нарушения, там было вплоть до возбуждения уголовного дела.

Казнин: Но ведь это надо еще учитывать наш российский сугубо фактор. Это ведь уже система, и там крутятся деньги, которые распределяются по огромному количеству людей, которые кормят на это свои семьи. Если сейчас это убрать, начнутся поборы в других областях. Будут увеличены взятки за нарушения и т.д.

Похмелкин: Вы знаете, это разные люди. Те, кто проводит техосмотр, они не пойдут на улицы, а те, кто на улицах дежурят, патрулируют, они берут взятки за другое.

Казнин: Что тогда им делать? Вот представьте, все, убрали техосмотр.

Похмелкин: Есть страны, где это убрали. Сейчас в Украине готовятся, в Грузии это сделали. И ничего, катастрофа не произошла.

Писпанен: Скажите, пожалуйста, это немножко не по теме вопрос, но очень уж наши зрители интересуются. Движение автомобилистов вошло в Народный фронт?

Похмелкин: Нет.

Казнин: Собирается?

Похмелкин: Нет.

Казнин: А в «Правое дело»?

Похмелкин: С «Правым делом» у нас договор о взаимодействии, правда, с их стороны он слабо и вяло выполнялся до сих пор, не знаю, как будет сейчас. Мы сотрудничаем с другими партиями, кроме «Единой России».

Казнин: Сейчас вы более активно сотрудничаете с «Правым делом» после того, как господин Прохоров официально заявил, что возглавит партию?

Похмелкин: Это зависит от господина Прохорова.

Писпанен: У него своя автомобильная линия есть.

Похмелкин: Мы готовы сотрудничать со всеми партиями, кроме «Единой России». Объясню, почему. Там все наши оппоненты – страховщики, гаишники, нефтяники, те, кто отстаивает позиции, которые противоречат интересам автомобилистов.

Казнин: Вам надо тогда сделать крыло – движение «Е-автомобилистов России». Там уже 1018 человек, зрители пишут.

Похмелкин: Жизнь покажет, как все будет развиваться.

Также по теме
    Другие выпуски