Пока Янукович у власти - Тимошенко будет сидеть

13/10/2011 - 22:29 (по МСК) Михаил Фишман, Мария Макеева
Юлии Тимошенко грозит еще одно судебное разбирательство. Ее соратники расценивают его, как заказ со стороны Януковича. О новом обвинении - Олег Бондаренко, директор РУИЦ.

Фишман: Как нам все это понимать? Мы еще не успели выдохнуть после 7-летнего приговора, и новое дело. Что это значит?

Бондаренко: Понимать таким образом, что Виктор Янукович сводит свои конкретные личные счеты. И в Украине это все прекрасно понимают, потому что действующий президент страны имеет личную обиду и, прямо сказать, ненависть по отношению к своему бывшему уже политическому оппоненту – Юлии Тимошенко. Он понимает, что она, безусловно, как политический лидер была сильнее его, его задача и задача его окружения, особенно в контексте приближающихся парламентских выборов в следующем году, была нейтрализация Юлии Тимошенко как главной угрозы. На сегодняшний момент, несмотря на все заявления и европейских лидеров, и внутри Украины определенные серьезные настроения против действующей власти, этот маховик будет набирать обороты, его уже вряд ли что-то остановит.

Макеева: Все эти слова звучали уже – по поводу версии о личной мести Януковича после того, как был вынесен приговор 7-летний, что есть какие-то сомнения, что это будет реальный срок, что мировому сообществу в лице отдельных его представителей удастся отстоять Тимошенко. Почему вдруг второе уголовное дело – вот в чем вопрос сейчас.

Бондаренко: Они боятся, что первое уголовное дело может дойти до Европейского суда по правам человека, где оно просто-напросто развалится.

Фишман: Дальше что?

Бондаренко: Будут множить уголовные дела. Я уверен, что сегодняшнее уголовное дело – не последнее.

Фишман: Я правильно вас понимаю, что смысл этого второго уголовного дела и вообще того, что происходит – чтобы Тимошенко всегда сидела в тюрьме?

Бондаренко: Пока Виктор Янукович будет хотеть находиться у власти, он бы хотел видеть ее именно там, абсолютно верно.

Фишман: Это вообще возможно? Позавчера часть звучала мысль, по крайней мере, в Москве, что это все-таки так долго продолжаться не может – и Европа вступится.

Макеева: Да и сам Янукович сказал, что это еще не конец.

Бондаренко: Янукович так сказал, потому что ему больше нечего было ответить. Что касается Европы, то, конечно, вероятнее всего, договор об ассоциации Украине не видать. Зато Договор о зоне свободной торговли с Евросоюзом, по которому Евросоюз может ежегодно получать 5-6 млрд. евро в результате того, что европейские товары еще больше придут на украинский рынок, я думаю, что в силу той непростой финансовой ситуации, в которой находится Евросоюз, он может закрыть глаза на многие подтексты ради возможности получить лишние деньги. А что касается политических нюансов, то мы вчера увидели, например, что президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес отказался от встречи с министром иностранных дел Украины Константином Грищенко. Я не думаю, что Виктор Янукович знает, кто такой президент Эстонии и не думаю, что ему это важно.

Макеева: А версия о причастности России ко всей этой истории, по крайней мере, со вторым уголовным делом? Это обращение Министерства обороны, о котором говорила сегодня Генпрокуратура Украины, об этом уголовном деле, которое то ли было закрыто, то ли нет, и письмо Сердюкова. Что-то в Киеве на этот счет говорят?

Бондаренко: Что касается письма Сердюкова, то изначально, когда оно было, все его расценивали как акт поддержки Юлии Тимошенко. Потому что в этом письме Министерство обороны России фактически дезавуирует одну из обвинительных статей против Юлии Тимошенко, согласно которой ее обвиняли в том, что она попыталась решать какие-то свои личные вопросы заключением этого газового кабального соглашения для Украины, в частности, путем попытки снять этот предыдущий долг. Так вот этим письмом Министерство обороны России дает знать, что на самом деле долг не снят, что он существует, а следовательно, Юлия Тимошенко ничего лично себе не выиграла от подписания газовых соглашений с Россией.

Макеева: то есть это было наоборот, письмо в защиту Тимошенко? Его сейчас так вот используют в совершенно другом смысле? Удивительно.

Бондаренко: Конечно. Это было письмо в защиту Тимошенко. Я думаю, что оно было не без подачи Владимира Владимировича Путина, который, мы знаем, питает очень теплые чувства к Юлии Владимировне.

Фишман: По крайней мере, это звучит логично, появляется логика во всей этой истории. Еще такой вопрос. На одном из сайтов я сегодня прочитал, во-первых, что первый приговор воспринят в украинском обществе довольно спокойно, что тоже как бы развязывает руки Януковичу и позволяет ему дальше действовать, может быть, отчасти с этим связано появление нового уголовного дела. А во-вторых, что вспышки недовольства нынешнее украинское правительство научилось гасить еще на ранней стадии, и поэтому не было таких широких протестов. Вы понимаете, что это значит?

Бондаренко: Знаете, украинское правительство все-таки в этом смысле еще будет очень многому, к счастью или к сожалению, учиться у российского правительства. Потому что все-таки те митинги, которые существуют в Киеве - Москва о них пока может только мечтать. Но с другой стороны, это было позором для оппозиции, для Блока Юлии Тимошенко, что в день вынесения приговора Киев, Хрещатик, собрал жалкие 5 тысяч человек в защиту своего лидера. Нигде, ни в одном городе – ни на востоке, ни на западе Украины – больше не было никаких акций в защиту Юлии Тимошенко. Это говорит о том, что Блок Юлии Тимошенко закончился, это говорит о том, что его лидеры в отсутствие Юлии Тимошенко будут разбегаться и уже активно этим занимаются. Очень многих из них обвиняют в сотрудничестве с Партией регионов – это касается и действующего фактически и.о. лидера Александра Турчинова, это касается и Натальи Королевской, известного луганского политика, которая копировала Юлию Тимошенко. Так что вряд ли мы сможем в ближайшее время видеть сильный БЮТ в отсутствие лидера. Скорее всего, лавры первой партии оппозиции может перехватить либо Арсений Яценюк со своим «Фронтом перемен», либо сейчас Партия регионов активно пестует партию «Удар» Виталия Кличко, который недавно подружился с Владимиром Путиным и теперь стал комильфо принят и в Москве, и в Киеве. Я думаю, в ближайшее время мы станем свидетелями восхода новой политической звезды – Виталия Кличко.

Макеева: Общество Украины неоднозначно относится к Тимошенко, насколько я понимаю. Сейчас это второе уголовное дело способно ли возбудить большую симпатию к ней, большее сочувствие, народное несогласие с тем, что происходит?

Бондаренко: Уже нет. Действительно, произошел какой-то феномен. Юлия Тимошенко буквально в течение 2-3 лет очень сильно потеряла в своей поддержке. Мы помним, как еще в 2008-2009 годы Блок Юлии Тимошенко брал первые места на самых разных выборах – и на западе Украины, и в центре Украины, и даже в Крыму они имели очень сильные позиции. Народ не может очень долго жить ожиданиями и надеждами, они во что-то должны выливаться. На Украине сегодня они вылились в полное неверие, отсутствие какой-то легитимности по отношению к власти. Люди просто забили на эту власть и решили заниматься своими делами. Весь тот постмайданный рефлекс поддержки новой власти закончился, и люди больше не хотят быть обманутыми. Поэтому какие-то новые серьезные народные выступления вряд ли можно на Украине наблюдать, разве что за исключением конкретных страд населения, которые могут быть задеты очередными реформами правительства Януковича. Как, например, в прошлом году мы увидели это на примере предпринимателей, которые вышли на Майдан и сумели-таки отстоять свои права, и тот налоговый кодекс, который собирался принять Николай Азаров, в итоге был изменен в поддержку предпринимателей.

Фишман: Заканчивая эту тему, сегодня, безусловно, новость дня – это второе уголовное дело против Тимошенко. Хочется сказать, что все время сравнивают Россию и Украину, в частности, в этом разговоре мы тоже сравнивали, кто у кого учится. Но здесь хочется сказать, что, конечно, приходит на ум дело Михаила Ходорковского, теперь уже появляется фамилия Тимошенко в информационных агентствах. На мой взгляд, это соревнование Янукович пока у Путина выигрывает. То, что происходит с Тимошенко, по-моему, гораздо наглее и беспардоннее, чем то, что происходило с Михаилом Ходорковским. Взять хотя бы тот факт, что, по крайней мере, была какая-то пауза между уголовными делами в отношении Михаила Ходорковского. Тут даже не успели просто ручки остыть от первого приговора. Да и по сути первое обвинение, которое предъявляется, и по тому, как это все делается – это, конечно, какой-то феномен абсолютно в мировом масштабе, то, что осуществляет сейчас Виктор Янукович.

Также по теме
    Другие выпуски