«Подорожание ОСАГО — результат закулисных договоренностей».

Координатор «Общества синих ведерок» о новом страховом лобби
Здесь и сейчас
12 апреля 2015
Поддержать программу
Поделиться
Ведущие:
Павел Лобков

Комментарии

Скрыть

Полис ОСАГО обойдется теперь водителям почти в полтора раза дороже. С сегодняшнего дня тарифы обязательной страховки для автомобилистов выросли в среднем на 40% по стране.  

Причин, побудивших власти пойти на этот шаг, несколько. Во-первых, недавно размер выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью, увеличили в 3 раза, и теперь он составляет 500 тысяч рублей. Причем этих денег должно хватить на лечение и реабилитацию. Также цена за страховку растет в связи с ослаблением рубля – цена на импортные запчасти все выше и на ОСАГО это тоже влияет. Еще одно изменение должно коснуться случаев смерти. Если раньше на выплату в такой ситуации мог рассчитывать  только иждивенец, то теперь страховку сможет получить любой родственник погибшего.

В прошлый раз тариф ОСАГО власти повышали около полугода назад – рост цены тогда составил около 25%. И вот новое повышение, на этот раз, уже на 40%. Однако в ЦБ уверены, увеличение стоимости сбалансирует рынок и сделает полис доступнее.

Эту новость Павел Лобков обсудил с Петром Шкуматовым, координатором движения «Общество синих ведерок». 

Лобков: Я не вожу машину, но очень многие автомобилисты смотрят телеканал Дождь. Скажите, пожалуйста, что это вообще значит, почему Центробанк этим занимается? И каковы вообще в исчислении денежном, в рублях будет ОСАГО на машины среднего класса: скажем, небольшое Chevrolet или небольшой Ford Focus.

Шкуматов: Если мы говорим о Москве и Петербурге, то стоимость полиса ОСАГО для таких машин может превысить психологическую черту в 10 тысяч рублей. Для машин с мощностью двигателя более чем 120 лошадиных сил это будет уже заведомо больше 10 тысяч рублей и будет составлять примерно 12-13 тысяч рублей.

Лобков: В год?

Шкуматов: Да, в год, конечно. Что касается этого подорожания, о котором сейчас идет речь, то оно, скорее, необоснованное, чем обоснованное. Дело в том, что Центральный банк привел учеты, согласно которым расходы страховщиков на выплаты по здоровью оцениваются примерно в 20-25 миллиардов рублей в год. С учетом того, что они сейчас собирают 150 миллиардов, а выплачивают всего лишь 90 — это говорит о том, что нынешнего тарифа вполне достаточно для того, чтобы и за жизнь и здоровье выплачивать, и продолжить выплаты по железкам. Но, к сожалению, этот междусобойчик привел к тому, что никому ничего не объяснили, никому ничего не показали. Это повышение тарифа абсолютно необоснованно, но, тем не менее, его повысили, потому что у водителей нет никакого влияния на принятие таких решений.

Лобков: Скажите, пожалуйста, вот в разных регионах по-разному — на усмотрение региона. В частности, на Камчатке, в Мордовии — на 25%, в 11-ти регионах коэффициент снижен, в магаданской области уменьшился на 41% тариф. Как это связано с географией и почему в Москве и в Петербурге, как я понимаю, самый дорогой тариф? Потому что самая большая вероятность столкновения машин, да?

Шкуматов: Самый дорогой тариф в Челябинске как ни странно. И почему именно в Челябинске самый дорогой тариф — никто не знает. Даже сами страховщики не могут дать этому внятного объяснения. Но, тем не менее, понижение тарифов в таких относительно немногочисленных и немноголюдных областях, где не очень много автомобилей, сопровождается повышением тарифа там, где автомобилей много. В частности, Москва и Санкт-Петербург в этом году будут обеспечивать порядка трети сборов по ОСАГО. И конечно же, это не совсем справедливо.

В каких-то отдаленных регионах, где очень мало машин, очень мало автомобилистов и очень мало дорог тарифы понижаются, и это делает Центральный банк. А там, где много машин, много автомобилистов, но необязательно выше вероятность попасть в ДТП, Центральный банк повышает просто потому, что с конкретного региона можно получить гораздо больше денег.

Лобков: Как я понимаю страховые компании, объединения страховщиков жаловались на то, что продавать ОСАГО им невыгодно было. Прежде всего, они обязаны были продавать ОСАГО, но это было им невыгодно в силу того, что много страховых случаев, а ОСАГО стоило дешево. Теперь между ними, как надеются в Центробанке, развернется ценовая конкуренция между страховщиками. Можно ли считать, что эти изменения — это результат воздействия страхового лобби?

Шкуматов: Я абсолютно уверен, что эти изменения, это повышение цен — это результат закулисных договоренностей. Но я опять же подчеркну: не стоит говорить об убыточности ОСАГО. Они собирают 150 миллиардов рублей в год, а отдают 90. У страховых компаний в прошлом году осталось 60 миллиардов рублей. О каких убытках мы говорим?

Лобков: Петр, я живу рядом с центром возмещения убытков одной из крупнейших российских страховых компаний. Что происходит там по утрам — это страшно представить. Там огромные очереди, люди с фотографиями своих машин, с какими-то линейками, с какими-то кипами документов. Я иногда спрашиваю их: сколько вы тут стоите? Они говорят, что мы приезжаем по 3-4-5 раз для того, чтобы получить эту компенсацию по ОСАГО после аварии, причем уже сделав все за свои деньги — им же нужно привезти все квитанции, как я понимаю. Где-то какой-то квитанции не хватает — страховая компания посылает обратно. В общем, это все очень насыщенная жизнь. Изменится ли после повышения цен уровень сервиса? Достаточно ли будет приехать один раз? Или все останется как я рассказывал, как я это вижу?

Шкуматов: Дело в том, что страховщики образовались за счет, конечно, не доказанного никем, но предполагаемого сговора крупнейших компаний в такую квазимонополию. И эта монополия, по сути, диктует условия как гражданам, так и государству. При этом, это нарочитое низкое качество сервиса является следствием монополизации страхового рынка и того, что ОСАГО является обязательным видом страхования. «Никуда не денутся», — говорят нам страховщики. И правильно говорят. Действительно, за отсутствие ОСАГО предусмотрен штраф 800 рублей. И то, что вы говорите, оно, конечно, никуда не денется. Много денег не бывает. И если сейчас они собирают 150 миллиардов, а возвращают 90, то в следующем году это будет 250 миллиардов рублей собранных, а возвращено будет порядка 120. То есть более половины денег останется у страховых компаний, предположительно, конечно же. Но на качество сервиса, по моим ощущениям, это вообще никак не повлияет, потому что качество сервиса зависит от конкуренции, а конкуренция в этом сегменте полностью уничтожена. И страховой лобби выступает как единая монополия, которая оказывает услуги гражданам по этому виду страхования.

Лобков: Петр, еще последний вопрос. Федерация автовладельцев России намерена начать сбор подписей за отмену этого закона. Закон, как я понимаю, принят, подписан президентом. Просто он вступил в действие как-то неожиданно, как у нас бывает. Намерены ли вы организовывать какой-то сбор подписей или какие-то общественные кампании за отмену этого закона, за возврат предыдущих тарифов ОСАГО? Или это бесполезно, потому что вам всегда есть чем ответить? Смотрите, курс рубля низкий, а запчасти, детали и человеческие жизни подорожали.

Шкуматов: Дублировать то, что делает Сергей Канаев и Федерация автовладельцев, мы не будем. Они прекрасно справляются с этой задачей, у них скоро будет 100 тысяч подписей, которые они собираются отправить Владимиру Путину. Но мы подождем какое-то время, когда будут данные по сборам новых полисов. Мы увидим, сколько людей начнет отказываться от ОСАГО и уходить в серую или в черную область. И после этого, уже имея на руках конкретные цифры, мы будем обращаться и в правительство Российской Федерации, и к Владимиру Путину, и к Эльвире Набиуллиной с аргументированным запросом на корректировку тарифа ОСАГО.

Фото: Коммерсантъ

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.