Почему упал Superjet

Здесь и сейчас
11 мая 2012
Поддержать программу
Поделиться
Ведущие:
Павел Лобков

Комментарии

Скрыть
Поисковики обнаружили на месте крушения самолета Sukhoi Superjet 14 тел погибших, сообщили источники в кризисном штабе Агентства по чрезвычайным ситуациям Индонезии.

Обломки лайнера разбросаны по склонам горы Салак, удалось обнаружить хвостовое оперение самолета. Сегодня же на место трагедии прибывает команда из 250 спасателей для эвакуации тел погибших, а после телефонного разговора Владимира Путина с президентом Индонезии Юдойоно принято решение о создании совместной комиссии по расследованию причин катастрофы.

Представители Межгосударственного авиационного комитета уже вылетели в Индонезию, к ним присоединятся спасатели российского МЧС. Родственники 37 индонезийских членов экипажа уже сдали образцы ДНК для опознания, индонезийские судебные медики теперь ждут аналогичных образцов от россиян, французов и граждан Германии. Хотя расследование причин крушения может занять до года, набирают силу версии о человеческом факторе, который впервые озвучил летчик испытатель Магомед Толбоев. Узнаем у него подробности.

Лобков: Скажите, пожалуйста, вот та версия, которую высказали, как вы считаете, она вот обстоятельствами катастрофы, тем, где был найден самолет, как был найден самолет, она подтверждается?

Толбоев: Конечно, подтверждается. Тут не надо особенным экспертом быть, чтобы опознал причину катастрофы. Это трагическая ошибка экипажа. Но вопрос не только в экипаже. Мы, как обычно, привыкли, если экипаж погиб, на него навесить причину. Но причина понятна - ошибся экипаж, но другой вопрос - организация полета. Как организовывался полет, как он оказался в этом районе? Почему, какой маршрут выбирал? Кто выбирал? Ведь известно по руководству полетами, ниже 1000 метров над хребтом проходить нельзя ни в коем случае, никаких снижений. И со стороны диспетчера, наверное, ошибка, раз он разрешил ему.

Лобков: Да, а может быть как раз индонезийцы поэтому так и настаивают на версии ошибки российского экипажа, что хотят прикрыть как бы своих диспетчеров?

Толбоев: Дело в том, что каждый старается уйти от катастрофы, это понятно, но в данном случае речь идет об обоюдном отношении к этой трагедии. И со стороны земли, диспетчерского состава, который знает этот район прекрасно, и знают, что это 7-я катастрофа на этой горе, и экипаж, который оснащен современнейшим оборудованием, новейший самолет, авиационное оборудование новейшее, картография, все есть на борту, есть сигнал предупреждения о столкновении с землей. Почему не предупредили, не работали? Это комиссия, мы можем давать одностороннюю оценку, но оценка одна – погибли по вине людей, которые организовывали этот полет.

Сегодняшние «Известия» сообщают. что в центре подготовки персонала на тренажерах были проведены эксперименты. в ходе которых «эксперты смоделировали последний полет лайнера и сошлись во мнении, что трагедия произошла из-за ошибки пилотов. Авиажурналист Роман Гусаров, один из тех, кто знает, как проводятся такие эксперименты, рассказал нам подробности.

 

Лобков: Роман, а что это за эксперимент может быть? Роман, как этот эксперимент может выглядеть?

Гусаров: Конечно же, сейчас речь идет о неком таком предварительном эксперименте. Очень сложно смоделировать точно полет самолета, не имея данных с бортовых самописцев. Только когда будут найдены бортовые самописцы, если они не повреждены, то можно будет расшифровать полностью все показания параметрических бортовых самописцев и посекундно буквально, с максимальной точностью смоделировать весь полет самолета до момента столкновения с землей.

Лобков: А сам эксперимент, он моделируется на тренажерах, которые один к одному это кабина Superjet, как я понимаю, и этот тренажер торжественно открывался в октябре прошлого года с вашим участием, по-моему?

Гусаров: Да, действительно, тренажер самолета Sukhoi Superjet-100 полностью идентичен, кабина тренажера полностью идентична кабине самолета и этот тренажер позволяет смоделировать практически на 100% любые характеристики реального полета. Но еще раз повторюсь, чтобы точно достоверно восстановить весь ход событий, все-таки необходимо иметь какие-то более точные показатели, тогда их можно будет забить в программу, в некий план полета и …

Лобков: То есть нужно знать траекторию самолета полностью?

Гусаров: И, соблюдая этот план полета, максимально смоделировать с той ситуацией, которая была в тот момент на борту воздушного судна.

Лобков: То есть надо взять траекторию самолета, оцифровать и загрузить в тренажер, чтобы получить его истинный маршрут и понять, где было отклонение от него?

Гусаров: Примерно так, да. Бортовые самописцы уже все фиксируют в цифровом формате. Единственное, что надо будет ее расшифровать, в том случае, если они повреждены, а скорее всего, обычно при таких столкновениях на такой большой скорости, повреждаются и бортовые самописцы. И если их записи восстановить, возможно, то тогда Межгосударственный авиационный комитет сможет с высокой степенью достоверности полностью восстановить весь полет, а дальше…

Лобков: Ну вот как раз из Индонезии сообщают…

Гусаров: …Выполняется некий план полета, можно провести эксперименты, причем как на тренажерах, так и на реально летающих самолетах.

Лобков: Да, вот как раз из Индонезии сообщают, что разбившийся в среду в Индонезии самолет был оборудован черными ящиками нового поколения, которые записывают информацию не на ленту, а на твердый телоноситель. Поэтому он, вероятно, устойчив к внешним воздействиям и эта информация может сохраниться. Таким образом, действительно, в течение расследования может быть выяснена истинная причина крушения самолета.

Гусаров: Я думаю, что здесь немаловажным фактором будет являться не только расшифровка параметрических бортовых самописцев, но и голосовых самописцев. То есть, хочется понять, почему же экипаж снизился на недопустимую в этой зоне полетов высоту, почему он принял такое решение? Почему запросил землю разрешение на выполнение такого маневра? И в том числе, почему земля разрешила ему выполнить этот маневр? Здесь очень много вопросов. И я думаю, что многое станет понятно после того, как мы услышим переговоры в кабине пилотов и переговоры с диспетчером.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.