Почему «Твиттер» может повторить интернет-катастрофу нулевых

Здесь и сейчас
7 ноября 2013
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть

Сегодня «Твиттер» выходит на IPO. Пожалуй, это будут самые громкие торги за весь год, хотя компания продает только 13% акций. Ожидается, что участники размещения принесут «Твиттер» почти два миллиарда долларов. И все сравнивают это с продажей акций «Фейсбука» в мае прошлого года. Ведь это две крупнейшие социальные сети. И если вспоминать историю, у «Фейсбука» не все прошло гладко. И после IPO стоимость компании рухнула в два раза. 

Егор Максимов: Продажа акций  «Твиттера»  и  «Фейсбука»  вызвала огромный ажиотаж. Это наглядный пример того, как на обычной идее например университетского сайта люди получают миллиарды на крупнейших биржах. Не абстрактно, а уже вполне конкретно. Понятно, что в последние годы интернет совершил гигантский скачок. Случилось это как раз из-за «Фейсбука» и из-за «Твиттера», из-за соцсетей. И сейчас идея того, что на интернете можно зарабатывать актуальна как никогда. Пример – у вас перед глазами, «Твиттер».

Но как-то раз такая история в мире уже происходила. Как-то раз все уже вкладывали деньги в интернет миллионами.

Это было в начале века, в 2000 году. Это был первый этап, когда интернет рынок взлетел. Все считали, что он продолжит развиваться бесконечно, акции никогда не упадут. Люди вложили в интернет компании гигантские деньги. Но случился знаменитый крах доткомов. Компании не смогли придумать, как зарабатывать деньги, инвесторы ушли, рынок обвалился. Компании обанкротились, люди потеряли миллионы и миллиарды. Рынок NASDAQ упал в два раза и до сих пор не вернулся на прежний уровень. В 2000-м все верили в новую экономику. Так же как сейчас все верят в новое интернет будущее. Все очень похоже. Только теперь социальные сети, и все верят в них. Опять на IPO один за другим выходят «Фейсбук», теперь вот «Твиттер». Они собирают миллиарды, потому что все в них верят. Но давайте, например, вспомним, что было после того, как «Фейсбук» продал свои акции.

Торги прошли замечательно, 38 долларов. Но уже через 4 месяца, стоимость рухнула до 17. «Фейсбук» подешевел ровно в два раза. Это была катастрофа. Цукербергу удалось вырулить, вернуть стоимость на прежний уровень. Но это прекрасный показатель — самая большая, самая мощная в мире социальная сеть – теряет  половину своей стоимости просто по щелчку пальцев. В первую очередь – это показатель того, как нестабилен может быть интернет рынок. Но есть и другие мнения. Например, Антон Носик считает, что главное отличие нынешнего рынка от краха доткомов – сегодня компании знают, как они будут зарабатывать.

Антон Носик, блогер: «У краха нулевого года были свои очень четкие причины. Это не была какая-та карма. Речь шла о большом количестве компаний, ни одна из которых не показала никакой прибыли. Ни одна из которых не могла ответить на вопрос, как она будет зарабатывать деньги. И при этом они выходили на биржу чисто под обещания, что потом большую долю рынка можно будет транслировать в деньги «как-нибудь». Естественно, что они просто рухнули, лопнули и получился для отрасли серьезный и болезненный урок. Сегодня нам имеет смысл, конечно, оглядываться. Но мы видим, что кто-то падает. А кто-то растет. А кто-то, как «Фейсбук», сначала падает, проблема решается, и он начинает расти. То есть это уже никакие не обещания. Тут есть очень четкая привязка к финансовым показателям деятельности компании».

 За тем, как «Твиттер» продает себя будет очень интересно следить. Это покажет, куда движется интернет отрасль, будет ли она стабильной, можно ли получать на этом большие деньги.

Сейчас «Твиттер» продает свои акции по 26 долларов. «Фейсбук» продавал по 38. Для сравнения, у «Яндекса» – сейчас тоже 38. А вот у «Гугла» — больше тысячи долларов за штуку. Даже у «Газпрома» – почти в десять раз меньше. А, например, АвтоВАЗ продает акции в два с половиной раза дешевле, чем «Твиттер».

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.