Почему россияне должны платить Михалкову? Депутат Сергей Иванов об отмене сборов в Фонд Михалкова

24/04/2013 - 22:15 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

Депутаты от партии ЛДПР решили защитить россиян от Никиты Михалкова. В нижнюю палату парламента внесен законопроект, отменяющий плату за воспроизведение гражданами в личных целях аудиовизуальных произведений.

Таким образом, может быть отменен сбор, который платят импортеры записывающих устройств Российскому союзу правообладателей, возглавляемому режиссером Никитой Михалковым. У нас в студии один из инициаторов отмены сборов депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов.

Арно: В соответствии с Гражданским кодексом авторы, исполнители и производители музыки и фильмов имеют право получать сбор за воспроизведение их воспроизведений в личных целях. Сборы собираются с импортеров мобильных телефонов, компьютеров, цифровых камер, разных других носителей.

Казнин: Депутаты Госдумы принимали этот закон, и его одобряло Правительство, и это было не так давно.

Иванов: У нас некоторые вещи очень интересны. Берем статью 1273 ГК РФ: Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения». Переворачиваем страницу – статья 1245, то, что вы сейчас зачитали. Если вы без необходимости в личных целях слушаете музыку, которую вы купили в магазине, то вы обязаны всю жизнь отчислять по одному проценту. То есть Правительство встало не на сторону людей, а на сторону Союза правообладателей, и суммы здесь очень большие – порядка миллиарда рублей в год собирается таким образом со всего.  В этом списке, который был постановлением Правительства утвержден, нет только бумаги, а так есть все: микрофоны, наушники, флешки, диски. Получается дебильная ситуация: человек, который ничего не слушал, не покупал, обязан платить за просто теоритическую возможность когда-нибудь записать какое-нибудь «паленое» произведение.

Арно: Это сейчас такое озарение? Когда депутаты голосовали за этот закон, они же его согласовали.

Иванов: У нас есть такое нехорошее положение, что если действует какой-то международный акт, он выше, чем российское законодательство. Вот ссылаются на какую-то Бернскую конвенцию. Мы всегда считали, что, во-первых, это не международный акт, а просто правило, которое для нас необязательно, а во-вторых, должен же быть здравый смысл. Почему мы должны платить за что мы не делаем?

Казнин: Каким образом мы платим?

Иванов: Все, что ввозится на территорию России, что может записать или воспроизвести какую-либо информацию, у которой есть автор, со всего этого взимается сбор 1%.

Казнин: И передается в фонд.

Иванов: Совершенно верно. А там распределяется, причем тоже очень интересно. 40% - авторам, 30% - исполнителям, 30% - производителям. Откуда они знают, сколько раз я прослушал Мумий Тролля, сколько вы послушали классическую музыку? Михалков говорит, гимн России слушали столько-то раз, я себе в карман кладу энное количество. И так далее. Это просто-напросто побор, абсолютно незаконный, со всех нас.

Казнин: Вы хотите вообще это отменить, чтобы правообладатели не получали деньги, или только Михалков?

Иванов: Нам неважно, кто будет стоять во главе, Михалкова просто с детства не любим. Это просто руководитель этой конторы. Что касается правообладателей. Я покупаю диск, я за этот диск плачу. В этом диске уже есть авторское вознаграждение. Почему я должен после этого всю жизнь платить эти взносы? Я уже заплатил.

Казнин: Вы хотите отменить это?

Иванов: Мы хотим отменить эту глупость, где дается право «слушать в исключительно личных целях без крайней необходимости».

Казнин: А как быть с этой Бернской конвенцией?

Иванов: Это правила, нам они не указ. Пуст они сами с собой разбираются. Как вообще определить, есть у меня необходимость или нет послушать музыку? Я купил диск, я за него деньги заплатил. Почему мы должны еще платить?

Казнин: Все-таки вы вносите этот законопроект.

Иванов: Уже внесен.

Казнин: Вносит ЛДПР. Это сразу вызывает подозрения, что раз не «Единая Россия» вносит, значит, возможно, его не примут.

Иванов: «Единая Россия» как раз и приняла.

Казнин: Вы, понимая, что его не примут, все равно его вносите…

Иванов: Надо же показывать людям, кто их грабит, и кто защищает тех, кто грабит людей. Пусть видят.

Казнин: Но ведь деньги распределяются определенным образом…

Иванов: Я не покупал произведение, которое вы написали. Почему я должен вам платить деньги?

Казнин: Ваша позиция понятна.

Арно: А позиция того самого Мумий Тролля? Лагутенко скажет, почему я ничего больше не получаю?

Иванов: Я купил диск Лагутенко, я ему заплатил за это. В этом диске есть его авторский гонорар. Почему я должен каждый раз, по мнению Правительства, платить ему еще дополнительно по одному проценту? Я знать не знаю некоторых авторов, но я им теоритически должен платить.

Казнин: Если не примут этот законопроект, вы будете пытаться дальше инициировать обсуждение? Вы, кстати, были в Госдуме, когда принимали этот закон?

Иванов: Был, голосовал против. Сразу же мы внесли законопроект в качестве отмены этой статьи, но тогда четвертой главой занимался очень известный человек, поэтому его все поддержали, кроме нас. Он теперь Правительство возглавляет.

Казнин: Дмитрий Анатольевич?

Иванов: Да.

Арно: А можно сказать, что если «Единая Россия» не будет голосовать за ваш законопроект, то они поддерживают воровскую схему?

Иванов: Так оно и есть.

Другие выпуски