Почему Обама – не Навальный? Потому что у него нет дисклеймера

14/08/2013 - 22:49 (по МСК) Михаил Зыгарь, Мария Макеева
Владимир Жириновский неожиданно вступился за Алексея Навального. Лидер ЛДПР назвал «доносом» действия председателя партии «Справедливая Россия» Николая Левичева, который вчера вечером обратился в правоохранительные органы, после чего была проведена проверка в квартире на Чистопрудном бульваре.

«Навальный даже не знает об этом. Всё делается так, чтобы привлечь внимание – Левичев там что‑то сделал, что‑то сказал. Всё это – провокация со стороны «Справедливой России», – цитирует слова своего лидера пресс‑служба ЛДПР.

Жириновский уверен, что вся ситуация вокруг «незаконных агитационных материалов» в поддержку Алексея Навального – это использование эсерами «грязных технологий». Мосгоризбирком же пока проверяет изъятые у «братьев Навального» агитационные материалы – и на заседании завтра может объявить о результатах проверки. Какими они будут – гадал Родион Чепель.

Чепель: Если заседание завтра, и правда, будет посвящено этим агитматериалам, то наверняка нам будут показывать круглые наклейки с фамилией кандидата. Как уже заявил глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов, на одних написано, что они оплачены из избирательного фонда, на других – не написано. Нужно установить, сколько одних, и сколько других, а еще – и это главное – вот эти кружочки‑наклейки без подписи, это частная инициатива «братьев Навального» или всё же инициатива избирательного фонда.

Андрей Бузин, Межрегиональное объединение избирателей: Это то, что пыталась ему приписать прокуратура. Им не удалось. Позавчера был скандал в прокуратуре с этими Яндекс-кошельками. Поскольку это мероприятие с прокуратурой провалилось, прокуратура не представила вообще никаких доказательств, эта претензия, которая сейчас предъявлена, более серьезная. Если будет доказано, что эти агитационные материалы, которые изготовлены с нарушением избирательного законодательства в том смысле, что на них нет выходных данных, если будет доказано, что на них Навальный и его доверенные лица спонсировали и тратили на это более 10 миллионов рублей, может быть поставлен вопрос о том, чтобы по суду была отменена его регистрация.

И даже после того, как всё закончится, то есть выборы пройдут, их результаты выборов могут быть отменены судом, если выяснится, что «братья Навального» в сговоре с членами штаба израсходовали помимо средств избирательного фонда более 10% от его размера. Пока штаб это сговор отрицает.

Леонид Волков, глава штаба Алексея Навального: Те материалы без выходных данных никакого отношения к штабу не имеют. Если экспертиза признает, что это агитационная продукция и она без выходных данных, то тот, кто ее напечатал, должен получить штраф в тысячу рублей. Это по закону так.

Многие наблюдатели уверены, что всё происходящее – снова, как и в истории с «Яндекс‑кошельками» – закончится ничем.

Игорь Борисов, председатель совета Российского института избирательного права: Данный скандал все-таки граничит с привлечением к административной ответственности по статье 5.12 Административного кодекса «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства». Это не повлечет никакого летального исхода. Я думаю,  тот, кого схватили за руку, будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа 1,5 тысячи рублей. Это наиболее вероятный исход данной ситуации. Политики получат дополнительные дивиденды от этой ситуации.

Если так, то выходит, прав Владимир Жириновский, который говорил сегодня о том, что всё это – просто пиар кандидата Левичева. Надо сказать, что вот эти надписи на агитационных наклейках – то, что на политическом жаргоне называется «дисклеймер» – это общепринятая практика. Вот, например, дисклеймер из последней американской федеральной агиткампании.

 «Я Барак Обама, и я одобряю это сообщение». Подобные дисклеймеры обязательны во время избирательных кампаний в США. Правда, делается это не для того, чтобы государство контролировало, сколько кандидат потратил денег, а в интересах кандидата, который так визирует каждый элемент агитации – чтобы под видом агитации никто не пытался его дискредитировать.

Ну и добровольная агитация, в которой подозревают «братьев Навального» – в штатах никак не ограничена – в ней запрещено участвовать госкомпаниям, а если ты делаешь это за своё счёт – печатай наклеек сколько хочешь, эти деньги никакого отношения к избирательному фонду кандидата иметь не будут. К слову, чтобы переизбрать Обаму в прошлом году, был потрачен почти миллиард долларов. Напомню, законы Москвы ограничивают избирательный фонд кандидата в мэры 200 миллионов рублей.

Другие выпуски