Почему казаков не разыскали по закону о митингах

02/10/2012 - 21:21 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно

Центр современного искусства «Винзавод» сегодня вновь оккупировали казаки и православные активисты. Своей акцией они хотели выразить недовольство выставкой «Духовная брань», посвященная участницам группы Pussy Riot.

Собрались казаки у курского вокзала. Затем долго решали, что делать ведь их – пикет так и не был согласован с властями. В результате порядка 150 человек с иконами и крестами, распевая религиозные тексты, направились к «Винзаводу». В центре современного искусства в ожидании верующих специально закрыли ворота.

Рядом с ними разместилось несколько автозаков с ОМОНом. Однако никаких столкновений с полицией не произошло. Казаки под руководством отца Димитрия сперва помолились. Батюшка окропил собравшихся и бойцов ОМОНа святой водой. Затем казаки предупредили организаторов выставок, что не потерпят кощунства.

Николай Дьяконов: Нас здесь было 25 человек, они перепугались. Нас здесь 300, нас туда даже не пустили. Я вам говорю громко, во всеуслышание: нас будут тысячи. Не испытывайте наше терпение! Это очень плохо для вас кончится. Мы всегда будем стоять за православную веру. Если вы хотите с нами поиграться, попробуйте! Предупреждаем последний раз.

После таких угрожающих речей, казаки ушли от ворот «Винзавода». В результате их несанкционированной акции никто задержан не был. В интернете уже появилась шутка  пришли казаки на «Винзавод», а там вместо вина выставка, вот они и осерчали. У нас в гостях организатор выставки «Духовная брань» Виктор Бондаренко.

Сегодня закрыли ворота, простым любителям искусства было не попасть на выставку?

Виктор Бондаренко: Мы не закрывали, это «Винзавод» принял решение закрыть. Мы готовы были, если бы они пришли в галерею, их достойно встретить, все было подготовлено, вооруженная охрана. Конечно, это все неприятно.

Сегодня Вы были вызваны в Следственный комитет, и Вам задавали разные вопросы. Подозревали, что Ваша выставка возбуждает религиозную рознь и подпадает под знаменитую 282 экстремистскую статью. Можете поподробнее сказать, какие вопросы Вам там задавали?

Виктор Бондаренко: Хотели ли мы умышленно оскорбить чувства верующих. Конечно, я сказал, нет. Следователь был очень вежлив. Все было очень корректно. Он выходил в другой кабинет. Я так понимаю, что он не в теме, и это пришло свыше, из прокуратуры. Я спросил, есть ли заявление от кого-то. Мне ответили, что нет, что прокуратура мониторила, и нашли в Интернете. Понимаете, в Интернете ничего больше не осталось, все у нас в порядке с педофилией, с преступлениями, с порнографией. Осталось только картины отладить, научить художника, как писать картины.

Цитирую Информационное агентство, что у Вас спросили, «исказили ли Вы образ Бога».

Виктор Бондаренко: Да, был такой вопрос.

Получается, следователи знают, как выглядит Бог.

Виктор Бондаренко: Следователи нет, а вот те, кто им спустил, точно знают, как выглядит Бог, и даже скоро нам его представят. Потому что они меняют богов: был Сталин…

Тем не менее, как бы Вы охарактеризовали тон, в котором происходил сегодняшний допрос?

Виктор Бондаренко: Очень вежливый и мягкий. Я здесь не первый раз, и все-таки вы не даете мне высказаться. Вы сейчас видели это мероприятие. Во-первых, почему этот несанкционированный митинг не был разогнан. Например, 31-ого людей бросают прямо в автозаки и увозят. Опять работает формула «своим все, а друзьям закон». Второе: сейчас выступали казаки. Представляете, если я завтра тоже сделаю выставку, и такие же граждане придут, у которых такие же права, как у этих казаков, придет к моим воротам, например, общество геев и лесбиянок и будет кричать, что я оскорбил их чувства этой выставкой. Для меня что казаки, что геи и лесбиянки, что православные – все граждане Российской Федерации. Когда я читаю Конституцию Российской Федерации, я нигде не могу найти главы общественной организации РПЦ. Где написано, что у него больше прав, чем у главы Российской ассоциации геев и лесбиянок?

Учитывая общую обстановку и роль церкви, которая постоянно обсуждается, открывая выставку нетрадиционных икон, Вы же все равно понимали, что скандал будет?

Виктор Бондаренко: Я же не на исповеди здесь. Я вчера ел стейк. Вы едите говядину или Вы вегетарианец? Вы хотите оскорбить миллиард индусов, для которых корова – священное животное? Я делал проект, который, во-первых, не первый мой художественный проект, не первый мой религиозный проект. В 2004 году в Третьяковской галерее с Константином Худяковым я выставлял цифровой иконостас. Я ищу новый изобразительный язык. Во все времена этот язык менялся, он всегда приближался к людям, живущим в ту или иную эпоху. Художник или изограф писал реальность. В 17 веке была такая реальность, и между прочим, такие же православные писали, что «Иисус яки немчина пузат и толст» о иконописцах Оружейной палаты. Поэтому всегда новое пробивается с трудом.

Другие выпуски