Почему «Газпром» покупает трубы у посредников

11/07/2013 - 21:48 (по МСК) Михаил Зыгарь, Лика Кремер

«Газпром» снова идет к посредникам. Трубы для строительства газопровода «Южный поток», скорее всего, будет поставлять посредническая компания, а не трубные заводы напрямую.

Посредником, как и в прошлом, будет выступать бизнес-партнер братьев Ротенбергов, сделавший состояние на поставках труб для «Газпрома». Зачем нужен посредник, и кому это выгодно? Об этом наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Посредником намерен выступить Иван Шабалов. По данным газеты «Ведомости», в Голландии он создает специальную компанию European Pipeline Engineering, которая будет представлять интересы российских трубных заводов на международных тендерах, которые объявит «Газпром» перед началом строительства «Южного потока». Иван Шабалов – глава Ассоциации производителей труб и партнер по трубному бизнесу Аркадия и Бориса Ротенбергов, известных своей близостью к Владимиру Путину. Шабалов и Ротенберги вместе являются уже много лет основными поставщиками труб большого диаметра для «Газпрома». Их бизнес начался в середине нулевых, когда «Газпром» начал запускать строительство новых гигантских газопроводов, как например, «Северный поток». Но ни Шабалов, ни Ротенберги никаким производством труб не занимались, а выступали лишь посредниками между газовой монополией и трубными заводами. Сначала братья и Шабалов были конкурентами, а затем партнерами. В конце концов, в 2010 году Ротенберги выкупили у Шабалова компанию «Северный европейский трубный поток» - одного из основных поставщиков труб для «Газпрома», начиная с 2005 года. К концу прошлого года маржа этого трейдера, по сути, посредническая наценка компании Ротенбергов, доходила до 10-15%. Учитывая объемы поставок на миллиарды долларов, прибыль могла составлять сотни миллионы долларов. Так продолжалось до недавнего времени, пока на эту схему не обратила внимания Федеральная антимонопольная служба во главе с Игорем Артемьевым. Она предъявила претензии «Газпрому» в связи с тем, что он заключает контракты с посредниками, а не поставщиками труб напрямую. В частности, в ФАС были недовольны тем, что «Газпром» выставляет на тендеры слишком крупные заказы, которые не под силу каждому заводу в отдельности. В итоге, их мог выиграть только посредник, который закупал трубы сразу у нескольких производителей. Претензии привели к тому, что в июне прошлого года впервые за 5 лет контракты на поставку труб для «Газпрома» получили  не посредники, а непосредственно трубные заводы. А спустя неделю, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что приоритетом для компании является снижение цены при закупках. Этим смелым заявлением он косвенно подтвердил, что до этого покупка труб по наименьшей цене не была одной из целью концерна. И теперь снова на горизонте появляется посредник в лице Ивана Шабалова. Теперь уже для «Южного потока», а не «Северного». Сам Шабалов объясняет, что посредник в данном случае выгоден и для самих производителей труб. А сами заводы не могут объединится в консорциум, так как это может привести к различным юридическим проблемам в будущем. ФАС же заявляет, что вопросов в этом случае не имеет, так как речь идет о международных тендерах, и их ведомство не контролирует. Поучаствовать в этом проекте очень заманчиво. По данным «Ведомостей», стоимость труб для «Южного потока» без учета доставки и прочего составит около 2,5 млрд. долларов. При возможной марже в 10-15%, это опять же сотни миллионов долларов прибыли для посредника. Похоже, это мало кого беспокоит, учитывая то, каким выглядит сам проект «Южный поток». По оценкам множества экспертов, строительство этой трубы слабо обосновано. Уже сейчас у «Газпрома» есть несколько труб по прокачке газа в Европу, это и «Северный поток», газопровод «Ямал - Европа», газотранспортная система Украины, и объем прокачки через эти трубы сильно превышает объем реальных поставок. А значит, «Южный поток», который пройдет через Черное и Адриатическое море, лишь увеличит излишек мощностей в будущем. При этом спрос на российский газ в Европе снижается, по различным причинам, и будет снижаться и дальше, судя по прогнозам. В этой ситуации велик риск, что на том концом трубы, когда построят «Южный поток», просто не будет нужного числа покупателей. В такой ситуации можно предположить, что главной целью этого гигантского проекта является не расширение экспорта в Европу, а освоение денег на строительство трубы. А когда речь идет об освоении бюджетов, любые посредники на любых этапах – самый верный способ успешного достижения цели.

Другие выпуски