Площадь, камни, газ, аресты. Что такое «болотное дело» по-турецки и чем он похоже на Майдан

18/12/2013 - 02:39 (по МСК) Анна Монгайт, Павел Лобков

В Турции начинается крупнейший процесс над участниками летних беспорядков в Стамбуле, на площади Таксим. Антиправительственные выступления были подавлены полицией, всего за решеткой оказались двести с лишним человек, среди них иностранцы и несовершеннолетние. Им всем предъявят обвинение, слово в слово повторяющее «болотное дело»: нападение на полицейских, организация массовых беспорядков. Но законы в Турции гораздо строже российских, и защитникам Гези грозят очень большие тюремные сроки.

В общей сложности 610 человек могут быть осуждены в Турции. Волнения и антиправительственные выступления в Турции не утихают до сих пор, но такого массового характера, как мы выидели в июне этого года, они, конечно, уже не имеют. Протестующие отступили, а власти наступают.

Сторонники светского госдуарства против исламизации Турции скоро увидят, процесс, чем‑то похожий не «болотный» в России — но во вмногои не похожий. Одним из первых подсудимых стал несовершеннолетний мальчик из Анкары, ему 13 лет, имя по турецким законам не называется. Покурор уже потребовал для него шесть лет тюрьмы. Все это только за то, что он писал краской из балончика «правительство в отставку», «смерть фашистам» и еще кое-что про ополицию. Психологическая экспертиза сделала заключение, что он уже дееспособен и отвечает за свое поведение. На этом основании прокурор потребовал жесткого наказания, а его родители, кажется, пребывают в растеранности и просят оставить сына воспитывать в семье, а не в тюрьме. 

Но куда опаснее было в Анкаре воле 6-го уголовного суда. Там судят полицейского, который убил молодого человека летом этого года. Митинг возле суда полицейские завершили так.

Его звали Этхем Сарысюлюк, он один из тех, кого на Таксиме называют «вечно живой». Он — символ турецкой светской революции. Полицейского, которого обвиняют в его гибели, не вызывают в суд, он отвечает на вопросы по видеосвязи и носит парик, чтобы его не узнали. Это возмущает активистов и родителей погибшего. 

Этот человек не погиб, но мог, а Этхем Сарысюлюк погиб, и в добавок на суде случился скандал: во время допроса полицейского судья и прокурор посто заснули.

Все это коллеги происходит на фоне противостояния премьера Эрджепа Эрдогана с писателем Фетуллах Гюлленом. Это особенный человек, он живет в Америке, для современной Турции что‑то вроде Андрея Сахарова в изгнании — за светский ислам права женщины и свободу обучения студентов на частных курсах. И вот сегодня стало известно, что из правящей партии Эрдогана ушел очень известный человек футболист Хакан Шукюр. Он публично выбрал сторону писателя.

Почему-то кажется, что это только еще больше разозлит премьера и таксимским узникам дадут большие сроки. Ну а украинскому Майдану можно посмотреть, что бывает с уличными проигравшими.

Другие выпуски