Платформа или судно? От того, как назовут «Приразломную», зависит судьба экологов

22/10/2013 - 18:40 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно
Обвинять членов экипажа судна «Арктик Санрайз» в пиратстве нельзя, даже если они действительно напали на платформу Приразломная. Дело в том, что сама платформа является «стационарным сооружением», а не судном. А значит и никакого пиратства просто быть не может. Обнаружил это глава общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. Нет судна – нет и пиратства, но тем не менее 30 человек по-прежнему остаются в СИЗО Мурманска.

Журавлева: Михаил Аншаков пишет про постановление Федеральный арбитражный суд Московского округа от марта 2009 года, в нем «Приразломная» названа «стационарным сооружением». Это был спор «Газпром Нефть Шельф» с налоговой инспекцией. Причем, как раз первая сторона настаивала на том, что «Приразломная» судном не является.

Уголовный кодекс, в свою очередь, говорит нам, что пиратство (за него в этом случае можно получит от 10 до 15 лет лишения свободы) – это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. Было нападение или нет – сейчас важен не этот вопрос, а статус «Приразломной».

Аншаков считает, что Приразломная судном быть не может, что уголовное дело возбудили с процессуальными нарушениями. При этом весной прошлого года отраслевые издания сообщали, что «Приразломную» зарегистрировали в реестре судов порта Нарьян-Мара, и она станет крупнейшим налогоплательщиком Ненецкого автономного округа.

Аншаков: Суд – это инстанция, которая определила статус этого объекта. То, что в реестре судов зарегистрировано – ну значит это тоже незаконные действия. Собственно говоря, здесь вот в чем смысл: в том, что когда собственникам «Приразломной» (это дочерняя компания «Газпрома») нужно было сэкономить на НДС, они доказали в суде, что они не являются плавсредством или судном, приписанным к какому-то порту.

Журавлева: Вопросом что такое «Приразломная» – судно или нет – задавались в издании Русская планета. Они в частности обнаружили, что в официальной презентации платформы, размещенной на сайте компании, говорится, что она «фактически стала искусственным островом», так как надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса в 506 тысяч тонн. Но это, видимо, все-таки метафора.

Мы обратились к юристу «Гринписа» Михаилу Аншакову, он рассказал нам что, из-за того что платформа находится в международных водах, оценивать ее надо как по международном праву, так и по российскому.

Бенеславский: Сейчас «Приразломная» – это фактически стационарный объект. Она закреплена на дне и неподвижна, она отсыпана землей, это было заявление тех же представителей «Газпрома». То есть на данный момент, приняв балласт, она превратилась в некий стационарный объект. И для международного морского права, прежде всего, важно именно фактическое состояние дел. Нельзя назвать судном то, что не может тронуться с места. В данном случае, «Приразломная» никаким судном, скорее всего не является. Что касается российского права – по словам Бенеславского, следствие пытается приобщить документы о том, что «Приразломная» это судно, поэтому речь идет о пиратстве. Официального комментария от «Газпром Нефть Шельф» нам пока что получить не удалось.

Журавлева: Обвинять членов экипажа судна «Арктик Санрайз» в пиратстве нельзя, даже если они действительно напали на платформу «Приразломная». Дело в том, что сама платформа   является «стационарным сооружением», а не судном. А значит и никакого пиратства просто быть не может. Обнаружил это глава общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. Нет судна – нет и пиратства, но, тем не менее, 30 человек по-прежнему остаются в мурманском СИЗО. В особенностях морского права разбиралась Маргарита Журавлева.

Другие выпуски