Пять версий, почему Звягинцев получил «Золотого орла» как лучший режиссер, и станет ли «Ида» конкурентом «Левиафану» на «Оскаре»

Здесь и сейчас
24 января 2015
Поддержать программу
Поделиться
Теги:
Кино

Комментарии

Скрыть

Фильм  Никиты Михалкова  «Солнечный удар» стал обладателем  главной премии «Золотой орел» как лучший  фильм года. В номинации «лучший режиссер» победил Андрей Звягинцев,  снявший фильм «Левиафан». Актеры Елена Лядова и Роман Мадянов также получили призы за «Левиафана»: Лядова стала лучшей актрисой, Мадянов — лучшим актером второго плана. Награду за лучшую мужскую роль получил Александр Збруев, за фильм «Кино про Алексеева». Итоги премии обсудили с кинокритиком Ольгой Шакиной.

Шакина: Больше всего, что всех удивляет после вчерашних церемоний – каким образом государственническая премия, возглавляемая Никитой Михалковым, досталась аж в 4 номинациях фильму Андрея Звягинцева, который уже успели объявить антинародным пасквилем. Я пособирала мнения в профессиональном цеху, существует целых 5 версий на этот счет. Сейчас я вам их коротко и по возможности емко озвучу.

Версия №1 называется «А вдруг «Оскар».  На самом деле, если вдруг действительно Звягинцеву в номинации «Лучший иностранный фильм» достанется «Оскар», киноакадемия «Золотой орел» может остаться в дурацком положении. Вроде как был такой прекрасный фильм, а его не отметили. И, видимо, имеется в виду, что наша культурная конъюнктура не готова пока еще вступать в какой-то батл с мировой культурной конъюнктурой. Поэтому решили Звягинцева как-то отметить, так или иначе, поняв, что все дело идет к тому, что это уже самый признанный российский фильм этого года, если вообще не последнего времени, поэтому лучше его как-то отметить.

Версия №2 – «Не хотят делать нашему рыжему биографию». Звягинцева не хотят превращать в Солженицына кинематографического в наши дни, поэтому ему вчера на «Золотом орле» показали его место. Место его рядом с главным, который получил главный приз, а вот такой талантливый мальчик 50-ти лет получил 4 других приза тоже совсем недурных. То есть и он, и люди, которые ему помогли сделать фильм «Левиафан».

Третья версия, конспирологическая – «Мединский против Михалкова». Дело в том, что Звягинцев уже не первый раз получает «Золотого орла», он получал, например, главного орла за фильм «Елена» несколько лет назад, и вообще ходят слухи, что Михалков очень Звягинцева любит, поэтому то, что вчера много призов выдали Звягинцеву – это совершенно нормально. Другое дело, что Звягинцева очень не любит министр Мединский, и он не смог повлиять на Михалкова, чтобы Михалков не давал Звягинцеву никаких золотых орлов. Понятно, что дают премию «Золотой орел» академики киноакадемии «Золотой орел», а не лично Никита Михалков, но тем менее. Все удивляются, как же так Мединский на Михалкова не повлиял – назревает некий внутрикультурный скандал.

Версия №4 – что скандал, который раздували вокруг «Левиафана», что общественность его не принимает – совершенно искусственный. На самом деле то, что Песков вчера сказал пару добрых слов об этом фильме, неслучайно. Все-таки фильм финансировался Минкультом, одна из сцен снималась в ресторане кафе рядом с храмом Христа Спасителя. Наверняка перед съемками соответствующие лица читали текст, и устраивал Роднянский специальный просмотр для премьер-министра Медведева и его соратников и так далее. На самом деле, государственные наши люди не так плохо настроены по отношению к этому фильму.

И 5 версия самая простая – что киноакадемики совершенно искренне проголосовали за этот фильм, признав его художественные достоинства.

Батанова: Итак, было 5 версий того, почему Андрей Звягинцев получил приз как лучший режиссер. Оль, у меня к тебе еще один вопрос. Мы наткнулись на такую новость о фильме «Ида» Павла Павликовского, это конкурент «Левиафана» в оскаровской гонке, и вокруг него тоже разворачивается аналогичный скандал, его обвиняют в том, что он антипольский. При этом фильм вышел в 2013 году. Можно было раньше возмущаться тем, что он не достаточно патриотичный. Как ты думаешь, это как-то связано с номинацией на премию «Оскар» или это действительно кого-то возмутило, и только сейчас вышло публичную плоскость? И насколько это вообще серьезный конкурент фильму?

Шакина: Это, конечно, серьезный конкурент. Напомню, что все евро-оскары, которые вручали в декабре, ушли вместо «Левиафана» «Иде» в Риге. Там вручалась главная европейская кинопреми, и «Ида» там победила. На «Золотом глобусе» «Левиафан» обошел «Иду», и все ждут, что же будет на «Оскаре». Конечно, это очень мощный конкурент. Но хочу сказать, что есть такое подозрение, что это такая предоскаровская история, потому что фильм вышел в конце 2013 года в прокат Польши, и никакой волны возмущения не было. Но и та волна возмущения, которая появилась сейчас, ее немножко преувеличивают.

И это слово «очернение», в Польше его никто не признает, я даже не представляю себе польский аналог слова «очернение». Я думаю, что это была какая-то калька с нашего русского чиновничьего языка, никто там не говорил, что «Ида» очерняет каким-то образом поляков, там просто предъявили претензию к тому, что поляки выставлены ужасными юдофобами, которые почем зря сдавали во Вторую мировую. Понятно, что они это делали, но люди, которые возмутились, попросили дать титр, что за невыдачу евреев полякам в тот момент полагался расстрел. Они просто попросили авторов фильма особенным титром подчеркнуть, что невыдача евреев была очень сильно наказуема. Для того, чтобы как-то намекнуть, что поляки не такие уж ужасные в этой ситуации были сволочи.

Хотя понятно, что существуют разные мнения, и о польской юдофобии существуют разные мнения, но этот скандал с нашим скандалом вокруг «Левиафана» я бы не сравнивала, потому что отношение в культурной, богемной среде к этому письму, которое подписали пара десятков тысяч человек, что на фоне населения Польши это немного совсем, отношение такое: маргиналы какие-то возмутились, да еще и перед «Оскаром», непонятная история какая-то. А у нас-то действительно конкретный вал пошел. Я хочу сказать, что наш скандал против «Левиафана» – это мейнстрим, а эта история, которая по поводу «Иды» в Польше случилась – это маргиналии.

Фото: ИТАР-ТАСС

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.