Пиво в пластиковой таре запретят

Здесь и сейчас
22 апреля 2011
Поддержать программу

Комментарии

Скрыть
Половину пива, которое сейчас продаётся в России, запретят. С 1 января 2013 в России нельзя будет производить пиво в пластиковой таре — такой пункт появился в поправках к закону о регулировании рынка алкогольной продукции.

Законопроект уже прошёл первое чтение в конце прошлого года. В Государственной думе пояснили, что новшества появились в рамках уравнения законодательств стран-участниц таможенного Союза. В Казахстане такой запрет уже есть, и вскоре должен появиться в России и Белоруссии. Производство пива в пластике на 15% дешевле, чем в стекле.

Поправки к закону обсуждаем с их автором, депутатом Государственной думы Виктором Звагельским и Вячеславом Мамонтовым, председателем Исполнительного комитета Союза российских пивоваров.

Писпанен: Виктор Фридрихович, скажите, пожалуйста, вот уже есть примерные подсчеты, как сильно это ударит по рынку, собственно, по производителям этой тары, которые будут терять 0,5 млрд. в год. Как вы считаете, действительно нужно запрещать вот так вот жестко производство пива в пластиковой таре?

Звагельский: Начнем с того, что подсчеты, скорее всего, проводят те, кто, наверное, на бумаге это теряет. Поэтому, во-первых, давайте говорить, что мы хотим запрещать не только пиво, а вообще любой алкоголь в пластиковой таре. Почему сделан акцент на пиве, не понимаю. Запрещаем слабоалкогольные напитки, то есть все, что производится в пластиковой таре, подлежит запрету с 1 января 2013 года. Что касается потерь, вы знаете, когда вводили акциз на пиво, цифры были миллиардные о том, что пивная отрасль вообще погибнет в России, что потери будут сумасшедшие, что пиво поднимется в цене, что потребитель вообще не сможет его покупать – ничего не произошло. На самом деле, все это от лукавого. Все, что связано с пластиковой тарой, на самом деле от того, будет в пластиковой таре или не будет в пластиковой таре тот или иной напиток, в частности, пиво, поскольку о нем идет разговор, на стеклянную бутылку или на алюминиевую банку это никак не повлияет. Другое дело, если предприятие выпускает одновременно стеклянную бутылку и пластиковую тару, естественно, у этого предприятия поднимутся, наверное, оно будет вынуждено поднять цену на свои стеклянные бутылки только из-за того, что, скорее всего, в пластиковой таре это предприятие платило, мягко говоря, не все налоги. Или вообще их не платило, то есть оптимизировало налоги за счет пластиковой тары. Это очень легко считается, очень легко доказывается с точки зрения стоимости 1 мг спирта в пиве в пластике и в стекле. Поэтому те предприятия, которые поднимут цену на стеклянную бутылку, это те предприятия, которые в пластике просто эти деньги в виде акцизов не платили.

Писпанен: Объясните, так главная проблема в пластике – только потому, что недоплачивали налоги?

Звагельский: Да вообще это никакого отношения к налогам не имеет.

Писпанен: А почему тогда запрещают пластик.

Звагельский: Проблем в пластике, на самом деле, очень много. Первая проблема – разговор идет о том, что вообще все, что связано со спиртом и с пластиком, вообще в мире не приветствуется. Где-то это запрещено, где-то это просто по этическим соображениям вы не найдете никогда. Ни в одной стране Европы, Азии и Америки вы не найдете пиво и алкоголь в пластике. Кроме того, есть ряд стран, где это запрещено достаточно жестко. По одной простой причине, что есть определенные доказательства, как спирт при смешении с пластиком дает какие формальдегидные соединения, которые очень вредны. Представители пивной отрасли и слабого алкоголя говорят о том, что это только если спирт больше 12%. Ученые говорят о том, что спирт по-любому взаимодействует с пластиком, поэтому в тех странах, где еще есть пластик, там есть очень жесткие сроки хранения. В частности, пиво, несколько стран всего, там пиво хранится в пластике не более 2 месяцев. У нас этого, конечно, никогда не будет, вы же прекрасно понимаете. Что касается гармонизации с Таможенным союзом, то здесь тоже все очень понятно. Если мы хотим входить в Таможенный союз, мы туда уже вошли, то мы априори должны соблюдать условия Таможенного союза. В Казахстане это запрещено, в Белоруссии это будет запрещено. И если мы говорим о пресловутом ВТО – в хорошем или плохом смысле мы туда войдем – то во второй час вхождения в ВТО пластика тоже не будет.

Казнин: Скажите, это ведь, по предварительным оценкам, сильно ударит по потребителю, потому что люди, естественно, в России покупают, по крайней мере 48%, пиво в пластике. Оно дешевле, оно в больших емкостях, это удобнее людям, которые любят пиво и у которых не так много денег.

Звагельский: Мы вводим специальные дополнительные поправки. Это может продаваться, мы не говорим просто сейчас о рознице. Еще раз вам повторяю – по потребителю это не ударит, это специально нагнетается в СМИ. А если люди хотят покупать большие объемы – почему же в картонных коробках не покупать по 10 литров? Еще дешевле будет? В первую очередь, это спекуляция потребителем. Ни в коей мере на цене это не отразится, я вас в этом уверяю.

Писпанен: Скажите, пожалуйста, вот нам депутат Звагельский, автор этих поправок, объяснил, что, в основном, уходят от налогов. Второй, конечно, самое страшный вариант, это то, что что-то там вступает с формальдегидами, чего-то там….

Казнин: Вредно, в общем. И третье – что это не ударит по потребителю никоим образом.

Писпанен: У нас три варианта.

Мамонтов: Я начну, наверное, с того, что Виктор Звагельский представляет в принципе алкогольную отрасль, он в Государственную думу пришел с позиции коммерческого директора Росспиртпрома, до этого был владельцем одного из ликероводочных предприятий. Ему очень хорошо известно, соответственно вводить ограничения в отношении производства оборота пива ему, по сути, выгодно. Что касается сути проблемы…

Писпанен: То есть вы сейчас говорите о том, что он лоббирует интересы водочников в Госдуме?

Мамонтов: Естественно. Второй фактор – то, что было сказано в отношении пластика как негативного средства упаковки пива, 15 лет было все нормально, вдруг сегодня почему-то стало все плохо.

Казнин: Такие исследования, правда, есть. По крайней мере, на них есть ссылки: немецкие ученые доказали, что алкоголь в пластике – это вредно.

Мамонтов: Есть реально такие исследования? Потому что о всяких исследованиях разговоров очень много, вы мне покажите бумажку.

Казнин: Ссылки, по крайней мере, в интернете найдете с первых же слов.

Мамонтов: Ссылок в интернете очень много, обо всем. Надо верить не ссылкам, а верить тем исследованиям, которые проводились.

Писпанен: Вы такие исследования не проводили?

Мамонтов: Когда производится пиво в пластике, соответственно, получаем разрешение Роспотребнадзора на использование той или иной упаковки. Мы имеем заключение о том, что пластик является допустимым при производстве пива, в том числе алкогольной продукции. Более того, вы прекрасно знаете, что пластик – очень широко используется в пищевой промышленности, в медицинской промышленности. Тогда нам, по сути, надо запретить выпуск всех этих видов пищевой и медицинской промышленности в пластике. Даже есть у нас, насколько я знаю, в медицине пластик используется в капельнице для ввода лекарств. Там практически все детали сделаны из пластика. Если говорить о том, что это плохо, в значительной части у нас те же лекарства содержат спирт, вы это тоже прекрасно знаете, то запрещать надо все.

Казнин: Прокомментируйте обвинения в уходе от налогов.

Мамонтов: Если честно, я не понял, о чем хотел сказать уважаемый товарищ депутат. Это, наверное, как раз из разряда политической дискуссии, которые он любит проводить. Пивоваренная отрасль 100% выплачивает налог. Речь шла о том, что нам повысили акциз. Я скажу так – да, нам действительно повысили акцизы на 2010 год на 200%. По итогам 2010 года пивоваренная отрасль уплатила в практически 1,5 раза больше акциза, чем было собрано акциза с крепкого алкоголя. При этом, по оценкам специалистов, от того объема крепкого алкоголя, который был произведен в стране, должны были получить раза в 4 больше. То есть практически раза в 2-3 больше, чем акциз получает от пива. Мы же опережаем ликероводочную промышленность по уплате акцизов. Поэтому разговоры о том, что выплачиваются налоги – это разговоры в пользу бедных.

Писпанен: Скажите, пожалуйста, такое массированное наступление на рынок пивной продукции сильно ударит по рынку, сильно сократится потребление?

Мамонтов: Наверное, надо сказать об основах всех этих законодательных инициатив. Я напомню, что в 2009 году президент в Сочи провел совещание, действительно поставил очень острую проблему, связанную с алкоголизацией страны, о том, что у нас есть проблема, и ее надо решать. 9 сентября 200 года появилось поручение президента, в котором было четко сказано, какие необходимо провести законодательные меры для того, чтобы сократить потребление алкоголя в стране на душу населения в пересчете на чистый спирт. Там есть четкое указание, что необходимо сделать на рынке крепкого алкоголя, на рынке слабоалкогольных напитков и на рынке пива. В том числе речь шла о том, что необходимо произвести ограничения по продаже, рекламе и распространению пива крепостью свыше 5% алкоголя. Мы практически с этим согласны. Да, необходимо ограничение, например, продажа ночью пива свыше 5%, с этим все согласны.

Писпанен: Но это вполне себе нормальные европейские меры.

Мамонтов: Эти меры разрабатываются и принимаются уже более 1,5 лет. Если взять за основу последние предложения депутатов в виде поправок в 171 федеральный закон, который регулирует рынок алкоголя, там практически не реализовано ни одного поручения президента. Оно или излишне зарегулировано или искажено до той формы, что когда начнет приниматься этот закон и действовать на практике, то мы получим обратный эффект. Мы не получим борьбу с алкоголизмом, мы получим наоборот.

Писпанен: Получим теневой рынок, наверное, скорее всего.

Мамонтов: Увеличение теневого рынка. Ну если говорить о 171ФЗ, он на самом деле, был принят в середине 90-х годов и был направлен как раз на борьбу с теневым рынком. У нас все специалисты, в том числе Виктор Фридрихович, утверждают, что 60% рынка крепкого алкоголя находится в тени, то есть без уплаты налогов, без контроля за качеством, без контроля за производством.

Писпанен: Это, скорее всего, так и есть.

Мамонтов: Так и есть. Вот с этим как раз надо бороться, это есть основная причина алкоголизма в России.

Писпанен: Но помимо всего прочего, наверное, просто нужно еще вести какую-то воспитательную работу, потому что действительно появился даже детский алкоголизм. Это большая проблема.

Мамонтов: Естественно. Потребление пива несовершеннолетними – это большая проблема, и мы как социально ответственная отрасль, против того, чтобы пиво продавалось несовершеннолетним. Я напомню, в 2005 году был принят федеральный закон №11, который как раз запрещает продажу пива несовершеннолетним. Инициаторами данного закона были мы. С учетом тех предложений, которые вносятся, в том числе, депутатом Звагельским, предлагается этот закон отменить, а все регулирование алкогольного рынка вести в соответствии с 171 ФЗ.

Писпанен: А что значит отменить? То есть можно будет продавать алкоголь детям?

Мамонтов: Нормы 11 ФЗ войдут в данный закон. Но с учетом того, что этот закон настолько нагроможден, настолько запутан, и он регулирует все – и производство крепкого алкоголя, производство вина, производство водки.

Писпанен: А вы вот участвуете в разработке этого законопроекта как эксперт отрасли?

Мамонтов: Очень правильный вопрос. Дело в том, что разработка данного закона, который в правительстве ведет Росалкогольрегулирование – новая структура – ведется в значительной степени кулуарно.

Писпанен: То есть вам не привлекают?

Мамонтов: Нас приглашают, мы подаем наши замечания, нашу позицию, мы показываем, что правильно, что неправильно, как необходимо сделать так, чтобы рынок развивался. Слушают – и ничего не делается.

Писпанен: А вот давайте сейчас спросим разработчика этого законопроекта. Виктор Фридрихович, слышите нас?

Звагельский: Да, я получаю огромное удовольствие от интервью с господином Мамонтовым.

Писпанен: Вот расскажите, пожалуйста, отвечайте.

Звагельский: Самая главная проблема, самый главный аргумент всей пивной отрасли – это Звагельский, который, оказывается, водочный лоббист и делает все против пива. Вообще, все, что говорил господин Мамонтов, это называется «пчелы против меда». То есть то, что якобы они с чем-то соглашаются, это на самом деле вообще не выдерживает никакой критики. Законопроект, который мы с огромным трудом пробиваем, и чем больше он близок к жизни, тем больше мы встречаем сопротивления. И удар-то основной направлен…

Писпанен: А чье сопротивление вы встречаете?

Звагельский: Вы все слышали, вы все видели. Это же верхушка айсберга. То есть на самом деле, массированная атака в прессе, которая идет, абсолютно ангажированная и проплаченная со стороны лоббистов, которые сейчас, многие у вас в студии были и еще будут, это совершенно естественно.

Писпанен: Все абсолютно бесплатно – что вы, что господин Мамонтов. Пожалуйста, давайте общаться.

Звагельский: Я никакого аргумента, вообще если мы говорим об упаковке, реальных аргументов, кроме того, что якобы водочная отрасль бьет пиво, не могу услышать. Но самое главное, что это для вас и для зрителей. Все прекрасно знают, к сожалению, потребление пива при его увеличении напрямую связано с употреблением водки. И по большому счету, единственный конкурент у пивной отрасли – это как раз вино, которое они убили и виноделия в России нет. Потому что конкурента пива – вина – не существует на сегодняшний день. А все остальное – это от лукавого. Просто пивная отрасль, которая заявляет, что она платит все налоги, она платит именно те налоги, которые она сама и заявляет, потому что они сопротивляются очень активно тому, чтобы их регулировали и спрашивали у них: «А сколько же реально, ребята, вы производите пива?». А они говорят: «Мы заплатили 10 млрд. Мы все, что мы сказали, мы заплатили». А сколько вы произвели – вот это вызывает яростное сопротивление.

Писпанен: То есть это неизвестная цифра?

Звагельский: Это неизвестная цифра. И все заявления о том, сколько мы заплатили, базируются на заявлениях самих производителей.

Писпанен: Давайте сразу спросим у Вячеслава. У вас совпадают цифры?

Мамонтов: Цифры известны, и если Виктор Фридрихович сомневается в цифрах, у нас есть Росстат, который дает цифры, у нас есть исследовательские компании, которые исследуют розницу.

Звагельский: Это все делают они же сами.

Мамонтов: У нас есть объемы продаж в рознице. Сопоставить цифры с продажами в рознице и с уплаченным налогом – и вы получаете действительно объем произведенного и уплаченного.

Казнин: Все-таки у меня у к господину Мамонтову вопрос. Конечно, в первую очередь всех интересует здоровье нации, людей, это на втором уже месте – доходы, расходы, потери и т.д. Скажите, что плохого, я вот как обыватель спрошу вас, который вообще-то не пьет пиво в принципе, и уж тем более не пьет его в пластиковых бутылках, а пьет его, например, в баре, разливное, хорошее пиво, изредка. Что плохого если постепенно, в течение года-двух пластик и дешевое пиво низшей категории уйдет с рынка и останется только стекло, да, чуть дороже.

Писпанен: И хорошее качественное разливное. Раньше же в советское время, в основном-то, было разливное.

Казнин: Но не в пятилитровых тарах…

Мамонтов: И не в пакетах целлофановых. Если вы помните советское время.

Казнин: Что в этом плохого? Ведь вы подготовитесь. Это же понятно – это не завтра произойдет. Вы подготовитесь и все-таки, наверное, найдете какое-то противодействие.

Мамонтов: Первое – по борьбе с алкоголизмом. На сегодняшний момент в России сложилась следующая ситуация. Я вам сказал, что у нас превалирует потребление крепкого алкоголя. Весь мир считает потребление алкоголя в пересчете на чистый спирт. В России потребляется алкоголь в пересчете на чистый спирт, в основном, водка – это порядка 7%. Порядка 22-23% - это пиво, остальное – вино и другие напитки. Мы имеем картину, когда у нас доминирует крепкий алкоголь. И он является у нас основным злом в создании алкоголизма в России. В Европе как раз за счет налоговой системы создана другая пропорция.

Звагельский: А вы спросите господина Мамонтова, а где в Европе продается в пластике?

Писпанен: Подождите, Виктор.

Мамонтов: Когда в пересчете на чистый спирт потребляется 40% вина, 40% пива и только 20% крепкого алкоголя. И мы имеем совершенно другую структуру, другую культуру потребления, когда люди действительно имеют возможность потреблять алкоголь в барах и ресторанах.

Писпанен: И правда, нужно воспитывать ее.

Мамонтов: Нужно воспитывать. Но воспитывать необходимо, создавая для этого условия. Например, в Европе примерно 50-60% пива действительно выпивается в барах и ресторанах, у нас – только 7-8%. Проблема существует в том, что тяжело открыть, бар-ресторан, коррупционная составляющая, малого бизнеса практически нет, и этим должен заниматься малый бизнес.

Казнин: И культуры пития нет тоже.

Мамонтов: И культуры пития нет.

Писпанен: Который не воспитывается просто. Легче взять баклажку – и в подворотню.

Мамонтов: Она как раз должна воспитываться путем создания системы хореки – баров и ресторанов.

Писпанен: Понятно, проблема на самом деле ясна, и понятно, что нужно с ней справляться не просто запретительными, наверное, и заградительными мерами, а в общем и целом.

Мамонтов: Здесь комплексный подход должен быть. Дело в том, что только экономическими мерами мы можем изменить структуру потребления. За счет увеличения акцизов – стоимость крепкого алкоголя, и сделав более доступным слабый алкоголь.

Писпанен: Против чего, кстати, недавно высказался премьер. Не стоит торопиться с увеличением акцизов на крепкий алкоголь. 

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия