Первый президент Украины Леонид Кравчук: если Россия хочет оккупировать Крым, пусть для начала выйдет из всех международных организаций

03/03/2014 - 10:47 (по МСК) Никита Белоголовцев

Никита Белоголовцев обсудил с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком переговоры Владимира Путина и Ангелы Меркель по кризису в Украине и двоякое положение Крыма в ситуации возможного ввода туда российских войск.

Белоголовцев: Новости, которые поступают по мотивам телефонных переговоров Владимира Путина и Ангелы Меркель, с одной стороны – соглашение о формировании некоторой комиссии или группы по урегулированию кризиса, с другой стороны – слова Ангелы Меркель, что Владимир Путин находится в другой реальности. Для вас результаты этих переговоров, скорее, оптимистичные результаты  или наоборот?

Кравчук: Во всяком случае, я могу точно сказать, что цивилизованный мир и Совет безопасности, и в данном случае — Европа, госпожа Меркель явно — показали Владимиру Путину, что он со своим мнением находится в одиночестве. Потому что ситуация на Украине не простая, она очень сложная. Эти сложности родились не сегодня, они родились очень давно. Очевидно, кто-то докладывает Путину или не докладывает, я не могу сказать, но я слушал заседание Верховной палаты и российского Федерального Собрания и сделал вывод, что они получают информацию из средств массовой информации, а не объективную. В данном случае, что во власти национал-фашисты в Украине – это уже совсем преувеличение огромное, что оно явно тенденциозное, явно направленное для того, чтобы сделать вывод, который делает господин Путин. Такого делать нельзя. Это первое.

Путин будет в изоляции, это безусловно, если не остановить эту агрессию, которую уже официально можно назвать агрессией против Украины. Он окажется в политической и экономической изоляции, потому что Украина – это большое государство в Европе, и все понимают, что конфликт между Украиной и Россией – это конфликт в Европе. Это агрессия, которая может перерасти в мировые конфликты, это всем очевидно кроме Путина. Есть еще один вопрос очень важный, я не могу представить себе военного конфликта между Россией и Украиной, не могу, это выходит за пределы разумного, психологического, национального, исторического, это совсем не вкладывается в нормальные человеческие рамки. Поэтому мое мнение – Владимиру Путину надо остановиться. Надо сесть за стол переговоров, надо послушать Украину, а не принять решение, что, видите ли, в Украине пришла та власть, которая не нравится, и господин Путин не хочет вести с ней переговоры. Тогда это дорога в тупик.

Я считаю, что госпожа Меркель высказалась совершенно очевидно, Барак Обама высказался очевидно, Совет безопасности высказался явно и понятно, поэтому вывод один – надо остановить агрессию, войска, которые гуляют по Крыму – российские войска должны пойти в место дислокации и занять те позиции, которые предусмотрены договором не только о базировании Черноморского флота, но и Харьковскими соглашениями, и Будапештским меморандумом. Все же Россия в этих документах выступает как гарант целостности Украины.

Белоголовцев: А как быть с тем населением Крыма, конкретно Севастополя, которое решение о возможности ввода российских войск встретило как праздник? Действительно, огромное количество людей в Крыму с радостью фотографируются с военными, которых считают российскими военными, и в целом ситуацию поддерживают. Как Украине быть в этой ситуации, когда, возможно, некоторая точка невозврата пройдена после того, как были вывешены российские флаги не только в Крыму, но и в Донецке, Одессе, Мелитополе. Как быть Украине сейчас в этой ситуации?

Кравчук: Украине надо жить и быть, как записано в Конституции. Не  может ни одна региональная структура – областная, автономная – принимать решения не в Конституции Украины. Если идет речь о Крыме, и если вдруг крымчане захотели отсоединиться от Украины и присоединиться к России, это решается на всеукраинском референдуме, а не только на желании отдельной региональной структуры. Здесь действует принцип – вы хотите отсоединиться, а я не хочу. Давайте проведем референдум не только той единицы, а всей Украины. Давайте решим вопрос таким образом. А то, что люди выходят и целуют военных российских, тогда во Львове выйдут люди и будут целовать военных НАТО. Что тогда нам делать? Тогда Львов пойдет в НАТО, Крым пойдет к России – и Украины нет, но с этим мы не согласимся никогда. Я считаю, что нужно действовать в соответствии с законодательством Украины и международным правом, которое стоит на цельности, суверенитете, независимости украинского государства, а Россия ведет попрание, идет прямое попрание интересов Украины российскими военными, которые находятся в Крыму и в Севастополе.

Белоголовцев: Как быть в ситуации, когда Симферополь и Киев, власти, которые сейчас там, обмениваются обвинениями в нелегитимности? В Симферополе говорят: «Вы в Киеве не имели права отправлять в Раде президента в отставку, решение противоречит Конституции», в Киеве министр юстиции заявляет: «Референдум, который вы назначили на 30 марта, противоречит Конституции». Понятно, что и та, и другая власть с точки зрения Конституции украинской не кристальны, не может быть сейчас кристально чисты и 100% легитимной власти. Как быть в этой ситуации?

Кравчук: Украина – унитарное государство. В Украине есть Конституция Украины, власть центральная и есть власти региональные, и есть автономия, она не может решать вопросы без решения центральной власти. Поэтому то, что Симферополь обвиняет Киев, это не имеет международного характера, если другая страна обвиняет – это понятно,  если внутренняя структура обвиняет центральную власть, это не означает, что в эту внутреннюю структуру должны приходить войска другого государства и под флагом другого государства наводить порядок. Мы должны сами навести порядок.

Иначе сейчас в Украине развивается очень интересный вопрос: если харьковские соглашения считать правильными, то соглашаемся, что они подписаны, они не являются такими, которые подвергаются сомнению сегодня. Но если Россия нарушила их тем, что ввела войска Черноморского флота, которые не просто гуляют по Крыму, а блокируют воинские части украинские, блокируют здания, наводят порядок, под их предлогом приезжают россияне и вывешивают флаги российские на территории Крыма, это что означает, что Россия уже присоединила Крым себе? Или это означает, что крымчане уже решили вопрос, что они находятся в составе России? Где такие решения? Кто их принимал? Это же бандитизм политический, как слон в посудной лавке. Давайте мы этот вопрос решим на основе внутреннего законодательства Украины и международного права, кстати, так и говорит Европа, так сказал Совет безопасности.

Почему Россия имеет другое мнение, она, что не считается больше? Пусть Россия тогда скажет, что выходит из Будапештского соглашения, она уже не является гарантом независимости Украины. Пусть она говорит, что выходит из всех международных организаций и ведет себя соответственно. Тогда я буду понимать, я не буду рассчитывать на Россию, что она должна защищать территориальную целостность Украины. Вместо защиты – интересная позиция – она нарушает международное право.

Фото: РИА Новости / Александр Мазуркевич

Другие выпуски