Первый осужденный по делу Политковской спустя шесть лет после убийства

14/12/2012 - 19:05 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
В Деле Политковской появился первый осужденный – Мосгорсуд сегодня приговорил к 11 годам строго режима Дмитрия Павлюченкова, бывшего майора милиции, который по версии следствия организовал слежку за журналисткой и даже передал оружие исполнителям.
 Олевский: Я только что вернулся, чтобы рассказать вам об эмоциональной атмосфере, которая там была. Все, кто был сегодня в Мосгорсуде, практически все, говорили, что 6 лет понадобилось для того, чтобы первый человек, проходивший по этому делу, оказался за решёткой. Дмитрий Павлюченков пришёл в суд сам, немного опоздал, как выяснилось, тут не обошлось без каких-то нюансов, неожиданностей. По дороге ему стало плохо, он пришёл с сумкой, понимая, что из зала суда он отправится  в места лишения свободы. Однако выяснилось, что у него был эпилептический припадок, ему вколол сильнодействующее лекарство сотрудник ФСИН, который его сопровождал. В связи с этим адвокат Карен Нерсисян попросил объявить перерыв  и не выслушивать сегодня последнее слово подсудимого. В суд даже вызвали «скорую помощь», которая довольно быстро появилась, неожиданно долго была с подсудимым, обычно это бывает короче, я знаю по опыту.

После этого судья не согласился, сказал, что сегодня будем делать всё. После чего опять возобновились прения, опять стороны высказали свои аргументы. Прокурор потребовал 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Были сомнения, что ему оставят такую меру пресечения, потому что он пошёл на сделку со следствием. Он добровольно рассказал все подробности преступления, это удовлетворило следователей, и он мог рассчитывать на смягчение приговора. Единственное, что взял судья в расчёт - это его грамоты и медали. Дмитрий - афганец, у него есть отличия в милиции, только это скостило ему срок на один год. Сразу из зала суда он отправился за решётку. Илья Политковский потерпевший, сын Анны Политковской,  хоть и не был до конца доволен приговором, он хотел больше, но сказал, что впервые справедливость восторжествовала.

Илья Политковский, сын Анны Политковской: По моему мнению, срок низкий. Мы хотели, чтоб это было 13,5 лет, но я удовлетворён, что он теперь сидит в тюрьме.  Это первый шаг, это первый осуждённый по нашему делу, и справедливо осуждённый, я имею в виду суть, потому что он виновен. Это однозначно было ясно ещё до приговора.  Видно, что заказчик не озвучивается по каким-то причинам. Я более чем уверен, что Павлюченков знает как минимум  посредника, и, скорее всего, реального заказчика, но почему-то не говорит.

Олевский: Заказчик не озвучен, и, видимо, Павлюченков его имени не произнесёт, по крайней мере, показалось так после того, как адвокат несколько раз повторил, что его подзащитный не жилец, долго не проживёт. Он это говорил,  потому что пытался уговорить суд отпустить его под какую-нибудь другую меру пресечения - под подписку о невыезде, условное наказание. Родственники Политковской предполагают, что он может выйти и раньше, просто потому что у него есть большое количество медицинских показаний, которые, что называется, можно натянуть на постановление и выпустить его пораньше по состоянию здоровья.

Сам Павлюченков сегодня обратился со словами извинения к семье Политковской. Он рассказал о том, что он себя плохо чувствует и даже объяснил почему, как раз это подтверждает версию, что его могут отпустить пораньше.

Дмитрий Павлюченков: Я хотел бы начать с того, чтобы принести извинения семье Анны Политковской в тех злодеяниях, которые произошли по моей вине, не по моей вине, в которых я участвовал. В декабре месяце меня решили так же убить, как они убивают достаточно многих людей, мне повезло, что я остался жив.

Олевский: В этом деле сегодня не прозвучало ни одной фамилии, хотя мы примерно знаем, кто будет фигурантами большого уголовного дела, которое начнётся довольно скоро, сразу после окончания процесса над Дмитрием Павлюченковым. Сам он сказал довольно много, при этом на суде подтвердил ещё раз свою версию развития событий: что он занимался слежкой, он организовал часть операции, он помогал киллерам купить оружие, он в какой-то момент владел суммой денег, которую выделил неизвестный заказчик для всей этой банды - 150 000 долларов. Потом он их вернул, и от них и пострадал, как он сам сказал. Его пытались убрать, потому что это человек не того круга. В декабре 2006 года на него было совершено покушение, после которого у него обострились все заболевания, его довольно жестоко избили.

Сегодня его мать, которая присутствовала в зале суда, вспоминала, что её сын стал таким после службы в Афганистане. Она ещё раз напоминала журналистам: «Вы ничего не знаете, он на самом деле служил Родине».

Нелли Павлюченкова, мать Дмитрия Павлюченкова: Все эти годы он наблюдался у неврологов, психиатров, он лечился. Когда я его спрашивала: «Димочка, где ты работаешь?», он говорил: «Мама, нам не положено  говорить». Я вам честно скажу, периодически к нам, наверное, это такая служба, приходили и спрашивали: «Где ваш сын работает?». У него было специальное удостоверение НИИ электромеханики, потом через какое-то время мы уже знали, что он работает в милиции. Для меня было большим откровением, когда во времена «Норд-Оста», показывали, что там происходило, я вдруг увидела его, узнала спинку своего сына, которая закрывала камеру.

Олевский: Вот видите, и в «Норд-Осте» засветился Павлюченков. В «Новой газете» считают, что этот приговор не до конца справедлив, они будут продолжать расследование убийства Анны Политковской, пока не установят заказчиков преступления. Они уверены, что всё это дело политически мотивировано.

Надежда Прусенкова, пресс-секретарь «Новой газеты»: Мы считаем, что изначально сделка со следствием и то, что суд не отменил эту сделку, это большая ошибка. Мы считаем, что, безусловно, есть политическая воля в том, что ключевому свидетелю, участнику ключевого преступления позволили не назвать имя заказчика, хотя по условиям сделки он должен был это сделать.

Олевский: 11 лет - это значит, что приговор будет обжалован. Сразу после окончания процесса, когда Павлюченкова увели, его адвокат вышел и сообщил, что он обжалует в Верховном  суде. Адвокат, когда защищал Павлюченкова, напирал вовсе не на то, что виноват ли он или нет, а на то, что за этим процессом наблюдают другие преступники, и, если сделка со следствием не облегчает участь подсудимого, то зачем тогда её придумали. Видимо, эта позиция его и ляжет в основу его обращения в суд.

Также по теме
    Другие выпуски