Первая смерть в деле о Болотной. Адвокаты винят в самоубийстве активиста голландскую бюрократию

17/01/2013 - 21:12 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Активист «Другой России» Александр Долматов покончил с собой в депортационной тюрьме Нидерландов. Долматов уехал из России летом, заметив за собой слежку, а сразу после отъезда дома у активиста прошел обыск по делу о массовых беспорядках 6 мая.

В Голландии Александру Долматову отказали в убежище и на прошлой неделе отправили в тюрьму. Апелляционную жалобу должны были рассмотреть на этой неделе. С подробностями – Елена Шмараева.

Шмараева: Просить политического убежища в Нидерландах Александр Долматов решил летом 2012 года. Активист «Другой России» был 6 мая на Болотной площади, его задерживали административно и через сутки опустили. Потом то, что происходило на Болотной, следователи квалифицировали как массовые беспорядки и завели уголовное дело. Долматов уже после своего отъезда рассказывал в интервью «Газете.ру», что на него сначала пытались выйти какие-то люди, которые представлялись активистами, потом он обнаружил за собой слежку. Из-за этой подозрительной активности в начале июня Долматов оформил визу в Нидерланды, потом уехал из подмосковного Королева, где жил, в Киев, а оттуда уже уехал в Нидерланды. 13 июня россиянин уже подавал заявление в миграционную службу этой страны о предоставлении политического убежища.

Подозрения Долматова о том, что его могут попытаться привлечь к уголовному делу о беспорядках, подтвердились. Когда он созвонился с матерью, она рассказала, что в день отъезда сына к ним домой приходили с обыском. Обыск, слежка, письма от правозащитников о сути «Болотного дела» - все эти сведения Александр Долматов и его адвокаты изложили в прошении о статусе беженца. Около месяца назад Долматов получил первый отказ.

Не исключено, что на решение голландский властей могла повлиять информация о прежней работе Долматова. До отъезда из России он трудился на оборонном предприятии ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение». Долматов рассказывал, что на его прошлой работе с ним часто вели разговоры сотрудники ФСБ, которые убеждали активиста оставить оппозиционную деятельность.

Российский адвокат Евгений Архипов, с которым сразу после случившегося в голландской тюрьме связались его коллеги из Нидерландов, рассказал, что после отказа властей Долматов впал в депрессию.

Евгений Архипов, глава ассоциации адвокатов России: Здесь вина полностью голландский властей за то, что произошло. Я не исключаю, что он попал в тюрьму, потому что они помещают в специальный центр, который ограничивает возможности передвижения.

Первый отказ в убежище не означает, что это решение нельзя оспорить, однако как сообщили в офисе правозащитного центра United, он оказывал помощь Долматову, российскому активисту в центре для беженцев в пригороде Амстердама, где он жил с начала июня, сообщили, что он должен паковать чемоданы. А на прошлой неделе его вовсе перевели в депортационную тюрьму в Роттердаме.

Сейчас вы можете посмотреть, как живут беженцы после получения убежища. Им выдают комнату в общежитии, но в депортационной тюрьме все совсем не так, это фактически тюрьма камерного типа. Как нам рассказала Оксана Челышева – российская правозащитница, которая живет в Финляндии и следит за тем, что происходит с российскими беженцами в Евросоюзе, Александр Долматов совершил две попытки суицида в минувшее воскресенье. Последняя удачная произошла в ночь на четверг. Она также объяснила, почему активисты продолжают ехать в Голландию, хотя в последнее время правительство этой страны достаточно сильно ужесточило условия получения политического убежища. Раньше ситуация обстояла совсем не так, многим, кто просил убежище, Нидерланды его предоставляли. Стоит вспомнить хотя бы российского активиста, антифашиста Дениса Солопова, который сейчас в Голландии и живет. После прихода правовго правительства к власти такие решения стали приниматься гораздо реже. Александру Долматову не помогло даже то, что в его деле участвовали два адвоката от правозащитной организации United, которая занимается устройством беженцев по всему Евросоюзу. Госпожа Челышева также рассказала, что подобные истории, когда люди не выдерживают в эти депортационных центрах и кончают жизнь самоубийством, не редки для Евросоюза и происходит это не только в Голландии.

Оксана Челышева, правозащитник: Я, к сожалению, знала о таких случаях, когда те, кому отказывали в предоставлении убежища в разных странах либо попытались покончить с собой, либо приводили свои намерения в исполнение. Я знаю о таких случаях в Австрии, Эстонии, о попытке суицида в Финляндии.

Также известно, что с россиянами-беженцами подобные ситуации были, например, в сентябре 2010 года целая семья из трех человек покончила с собой в Глазго, где им также отказали в убежище. А в ноябре 2012 года гей-активист в аэропорту Цюриха, куда его доставили, чтобы насильно выслать из страны, повесился в комнате, где ожидал депортации.

Другие выпуски