Передел на рынке смартфонов окончен. Blackberry куплен совладельцем Johnson & Johnson

25/09/2013 - 00:18 (по МСК) Лика Кремер, Михаил Зыгарь

Еще один гигант повержен: компания Blackberry, производитель одноименных смартфонов, когда-то любимых телефонов Барака Обамы, продается за бесценок. Именно Blackberry первыми решились разместить на телефонах полноразмерную клавиатуру. По иронии судьбы, со временем именно обилие кнопок на новых смартфонах и погубило компанию.

 

Пархоменко: Канадские компании BlackBerry, до нынешнего года называвшейся Research In Motion, суждено на протяжении всей своей жизни ставить рекорды. Сначала она одной из первых фактически выпустила на рынок смартфон – многофункциональный пейджер с возможностью голосовой связи, но по набору функций это был настоящий смартфон. Затем рекорды продаж, телефоны для  президента Барака Обамы, он буквально не выпускал его из рук, ну, и так далее. Но самым громким, пожалуй, стал антирекорд, поставленный компанией сегодня, и этот антирекорд – цена, за которую она была продана. Всего около 4,7 миллиарда долларов, канадская инвесторская компания Fairfax во главе с одним из самых успешных канадских инвесторов Премом Ватса согласился заплатить всего-навсего 17% от выручки BlackBerry за последний год. Это самая низкая оценка для телекоммуникационной компании за всю историю. Предыдущий антирекорд, напомню, поставила буквально месяц назад финская Nokia, проданная чуть более чем за треть от собственных продаж. История BlackBerry – хороший пример того, что бывает с компаниями, которые перестают предлагать новые решения. Когда-то символом этих смартфонов стала полноразмерная клавиатура, так называемая qwerty -клавиатура, как на обычном компьютере, в дуплете с первым среди конкурентов собственным почтовым сервером. И эти телефоны стали идеальными для офисного работника. Быстрый, легкий доступ к почте, и с такой клавиатурой никаких мучений, чтобы быстро ответить. В итоге большая часть продаж – корпоративные работодатели специально раздавали своим сотрудникам BlackBerry, чтобы те всегда были доступны и на связи.  Успех был так велик, что в 2007 году компания стоила уже более 80 миллиардов долларов. Но что случилось, что всего за пять лет, к нынешнему моменту, супер-успешная компания подешевела аж в 20 раз? Похоже, что дело в тех же клавиатурах. Когда весь мировой рынок мобильных телефонов вслед за Apple устремился  к сенсорным экраном, BlackBerry продолжал радовать своих покупателей тремя десятками кнопок, как на этом аппарате, представленном в начале этого года. Теперь – с небольшим дисплеем по сравнению с конкурентами. Только в начале этого года, превозмогая себя, на полном ходу сокращая всевозможные издержки, отказавшись от отпусков для сотрудников и зарплат для топ-менеджеров, компания, наконец, представила операционную систему для полностью сенсорного экрана, полностью под нее заточенную. Не сказать, что ее встретили в штыки, но, похоже, слишком поздно: аппарат с iOS от Apple  и  Android от Google не догнать. То, что это осознали в самой BlackBerry, говорит тот факт, что только на прошлой неделе компания объявила о том, что сокращает более трети сотрудников и уходит с рынков обычных пользователей, и теперь будет работать только с корпоративными клиентами. Переводя на русский язык, это можно понять так: мы понимаем, что наши аппараты никто  не захочет покупать по собственному желанию, поэтому пусть их выдают своим сотрудниками комипании. И вот с этой сделкой, которая, как ожидается, завершится через полтора месяца,пожалуй, закрывается эра большого передела на рынке смартфонов. Началась она с покупки Google компании Motorola, продолжил Microsoft покупкой Nokia. И вот теперь BlackBerry. Во-первых, дает нам промежуточный вывод, что все-таки именно софт  Google и Microsoft, программное обеспечение, правит миром, а вовсе не железо, и не дизайн, как может некоторым показаться. И если с первыми двумя сделками все понятно  - сливаются разработчики с производителями – то с BlackBerry много вопросов. Ватса - это финансовый инвестор, в его портфеле есть акции компьютерной компании Dell и одновременно с этим потребительского гиганта Johnson&Johnson. И куда Ватса поведет BlackBerry – совершенно неясно. С другой стороны, Ватса известна своим дальновидением. Все его крупные сделки заканчивались успехом для него. За это он вполне получил прозвище «канадский Уоррен Баффетт». Не исключено, что мы еще увидим победное возвращение BlackBerry на рынок, правда, не факт, что это будет рынок именно смартфонов, а не чего-то еще.

Также по теме
    Другие выпуски