Павел Астахов предложил американцам лечить российских сирот в России

16/01/2014 - 17:21 (по МСК) Тихон Дзядко, Лика Кремер

В четверг, 16 января, уполномоченный по правам человека Павел Астахов дал пресс-конференцию по итогам года со дня подписания закона, запрещающего американским гражданам усыновлять российских сирот. Павел Астахов уже почти ничего не говорил об американских родителях-убийцах, более того, он положительно отзывался об американских родителях. 

Кириллова: После сегодняшней встречи уполномоченного по правам ребенка  при президенте Российской Федерации стало понятно, что в российско‑американских отношениях по вопросу сирот наступает оттепель. Причинами запрета на усыновление американскими гражданами российских сирот уже не звучит кровожадность американских приемных родителей, но так как антисиротский закон все же направлен исключительно против американских граждан, а сам омбудсмен неоднократно на встрече заявлял, что действует исключительно по закону, то приходится искать иные методы сотрудничества с Соединенными Штатами Америки.

Павел Астахов, уполномоченный при президенте России по правам ребенка: Мы благодарны всем американским родителям, которые приезжали, брали детей, спасали многих детей в 90-е года, в конце 90-х, в начале 2000-го, когда у нас проблемой было, например, прооперировать ребенка по определенным дефектам. Мы видим целые стенды в детских домах, в домах ребенка, когда фотографируют ребенка, каким он был до отъезда в Америку (волчья пасть, заячья губа) и буквально через три-четыре месяца из Америки фотографии счастливого улыбающегося малыша. 

Конечно, ни о какой отмене этого закона речи не идет, но из сегодняшней встречи с уполномоченным по правам ребенка становится понятно, что обе стороны, Россия и США, ищут пути компромисса в сиротском вопросе. Через месяц  российская делегация направится в США для обсуждения проблем детей‑сирот. Что именно будут обсуждать, Павел Астахов не уточнил, но в общих чертах пояснил, что это уже не первые переговоры после подписания антисиротского закона, и то, что американцы согласны «не рассматривать Россию как донора», а также речь, возможно, пойдет о возможной помощи российским детям-сиротам Соединенными Штатами Америки. Ведь, по мнению омбудсмена, чтобы помочь ребенку, не обязательно его усыновлять. Павел Астахов сказал о том, что «договорился не сужать отношения в сфере детства, а, наоборот, расширять гуманитарные контакты». Это можно трактовать по‑разному, но, скорее всего, речь идет о том, что российские детские дома были бы не против американской помощи. Какого рода помощь может понадобиться нашим детям-сиротам, рассказал нам председатель попечительского совета дома интерната №55.

Денис Пашинкин, председатель Попечительского совета Московской школы-интерната №55: Раньше была программа хорошая, сейчас я не знаю, ее почему-то не стало, дети ездили по обмену на каникулы в иностранные семьи. Известно, что американская медицина, наверное, чуть лучше, чем наша, и если отправлять на каникулы детей полечиться там, то это, наверное, было бы очень интересно. Если не Московскую область рассматривать, например, интернаты, где живут достаточно бедно и очень скромно. Оборудование нужно, многие дети нуждаются в лечении, которое может оказаться только за границей, либо это лечение оказать в Москве, только если эти люди хотят помогать действительно, почему бы им не организовать это лечение у них, но с возвратом на родину.

Понятно, что такая помощь стоит больших денег, и есть ли смысл американцам вкладывать деньги в наших российских сирот? Ведь, несмотря на оказанную помощь, они не смогут усыновить ребенка, которому, например, оплатили дорогостоящую операцию и перелет в США. Одна американская приемная мама, которая стала последней, кто увез российского ребенка‑инвалида в Америку, активно участвует в дискуссиях или оказывает всевозможную помощь американским семьям, которые хотели или до сих пор хотят усыновить российского ребенка. Я спросила ее о том, знает ли она семьи, которые безвозмездно бы помогали российским сиротам без последующего права усыновления.

Кендра Скаггз, приемная мать из США: Я думаю, это возможно. Я создала организацию, назвала ее именем Полины «Обещание Полине». Это наша надежда – приехать в Россию и провести специализированные тренинги для разных организаций, которые занимаются особенными детьми, научить их, как учить таких детей, какое лечение им необходимо. И я знаю очень много приемных семей в России, которым также нужна помощь, и было бы очень важно, если бы мы знали, что российское правительство на нашей стороне. У меня, например, есть знакомые врачи, которые хотят приехать в Россию, но они обеспокоены тем, что их могут неправильно понять. Мы знаем, что очень много людей хотят, чтобы они приехали, но хочет ли этого российское правительство? Так вот если бы поняли, что российская сторона нам поможет, то мы были бы счастливы приехать и оказать всю возможную помощь российским сиротам. Что касается того, насколько реально привести российского сироту в Америку и оказать ему медицинскую помощь, то я думаю, что это тоже возможно – найти спонсора, который бы оплатил лечение или просто поездку в США для российских сирот.  

Также Павел Астахов призывал общественность активно помогать государству с решением проблем, связанных с сиротами. В том числе, предложил блогерам усыновить по одному ребенку, что могло бы служить примером для подражания, а также избавить большое число детей от детских домов. При этом Павел Астахов отметил, что ему неизвестны случаи, чтобы чиновники усыновляли детей-сирот за прошедший год. И на мой вопрос о том, должны ли чиновники, подписавшие «закон Димы Яковлева» послужить примером для общества и усыновить ребенка, Павел Астахов сказал, что я «слишком идеализирую чиновников» и то, что они «не обязаны это делать, только потому, что подписали такой закон».

Также по теме
    Другие выпуски