#Пападавайдосвидания Новым папой станет не африканец, а итальянец

28/02/2013 - 21:14 (по МСК) Михаил Зыгарь, Мария Макеева

И снова возвращаемся в Кастель Гандольфо – замок, куда перевезли сегодня на вертолёте папу Римского. Ворота замка закроются ровно в 23:00 по Москве, и это символизирует окончательное сложение полномочий Бенедикта XVI в качестве предстоятеля католической церкви.

Прямо сейчас швейцарские гвардейцы – личная охрана папы Римского – должны торжественным маршем удалиться от Кастель Гандольфо. С этого момента они прекратят охранять Бенедикта XVI, в Ватикане будет введён режим «вакантного престола», и начнется процесс избрания нового папы Римского, который продлится целый год.

В нашей студии Игорь Баранов, директор издательства францисканцев, председатель общества Иоанна Павла Второго. 

Зыгарь: Для вас сегодня особенный день, вы следили за тем, что происходит в Ватикане?

Баранов: Конечно, сегодня особенный день не только для католиков всего мира – а их около миллиарда, но и вообще для человечества, потому что шаг, который предпринял Бенедикт XVI, был по-настоящему беспрецедентным. Католическая история знает всего три таких случая, но ни один из них не был подобен тому шагу, который сделал Бенедикт XVI. Учитывая то, что Бенедикт XVI относится к представителям традиционного направления, к консерваторам, можно представить, какого мужества потребовал этот шаг. Интересно наблюдать за тем, что происходит сегодня, поскольку это впервые в истории католической церкви, поэтому приковано внимание всего мира, не только верующих и католиков. Возвращаясь к причинам, почему папа это сделал, возможно, что это так и останется тайной для всего мира.

Макеева: То есть вы официально объявленным причинам не вполне верите.

Баранов: Официально объявленная причина, те слова, которые произнес папа, объявив о совей отставке, можно по-разному интерпретировать, потому что он сказал, что у него иссякли физические и духовные силы для достойного служения на посту преемника Святого Петра.

Макеева: Когда папа избирался, он был очень пожилым человеком. Можно было ожидать, что силы в какой-то момент иссякнут. Если уж избрался, терпи до конца. Итальянские СМИ до сих пор продолжают публиковать разнообразные версии того, почему духовные силы могли иссякнуть. Есть якобы секретный доклад, где в неприглядном свете выставлены кардиналы, есть гей-скандал в Ватикане. Был шантаж в адрес Бенедикта XVI.  В момент, когда он понял, что не может поддаться на шантаж, он объявил об отречении.

Баранов: Этот шаг был действительно непредсказуемым не только для нас, но и для ватиканских представителей, близких к папе людей. Поскольку, как сам папа подчеркнул, он в течение нескольких месяцев, проводя испытание совести, советуясь с Богом, он мучительно принимал это решение. Никто не знал о том, что он совершит этот шаг. К папе надо относиться не только как к главе католической церкви, главе государства Ватикан, но и как к обычному человеку. Когда мы принимаем в жизни принципиально важные решения, иногда это целый комплекс мотиваций. Я думаю, те тяготы, которые выпали на долю папы в период его понтификата, нельзя сбрасывать со счетов. Эти физические и духовные силы во многом исчерпались благодаря трудностям, с которыми он столкнулся.

Макеева: Кто следующий?

Баранов: После 23 часов начнется каноническая процедура созыва конклава. Кардинал Анджело Содано направит всем кардинлам приглашения на конклав. Как сказал пресс-секретарь папы отец Федерико Ломбарди, скорее всего, конклав пройдет между 15 и 20 числами.

Зыгарь: Не до Пасхи?

Баранов: Как раз основная цель – избрать папу еще до Пасхи. Я надеюсь, уже на Вербное воскресенье, возможно, даже состоится интронизация нового папы. В конце месяца желательно, чтобы был новый глава католической церкви.

Макеева: Какие ходят разговоры?

Зыгарь: Предполагается, что особых баталий не будет, раз в такой короткий срок кардиналы уложатся. Значит, примерно понятно, кто фаворит.

Баранов: Прогнозы – дело неблагодарное. Я не Нострадамус и даже не Ванга, поэтому можно лишь предполагать, кто вероятнее всего встанет на этом посту, кто из кардиналов-выборщиков может стать новым папой. Лично мое мнение. Я не думаю, что это будет африканский папа. Поскольку последние два папы не итальянцы, очень высока вероятность, что следующий папа будет из Италии. Здесь две фигуры очень сильные: министр культуры, как у нас бы сказали, Джанфранко Равази, интеллектуал, очень харизматическая фигура; другой – Анджело Скола, у которого очень мощная биография, он вначале был ректором Лютеранского университета в Риме, потом был патриархом Венеции. Учитывая традиционный венецианский патриархат, он совмещал должность епископа и патриарха.  Наконец, он возглавил самую сильную епархию Италии – миланскую. Можно подумать также о председателе епископских конференций Европы, венгерский кардинал Эрде. Он молодой папа, кто-то говорит, это ему в плюс, а возможно, это будет его минусом.

Другие выпуски