Ответственный секретарь оргкомитета гражданского форума Евгений Гонтмахер: не было ни одного звонка из администрации президента, мы все делаем сами

23/11/2013 - 16:31 (по МСК) Тихон Дзядко

В Москве в субботу проходит Первый общероссийский гражданский форум. Его организовал Комитет гражданских инициатив, который возглавляет бывший министр финансов Алексей Кудрин. Экономист Евгений Гонтмахер, также ставший одним из организаторов форума, рассказал Тихону Дзядко о его первых итогах.

Дзядко: Вы один из главных организаторов сегодняшнего мероприятия?

Гонтмахер: Я ответственный секретарь комитета.

Дзядко: Уже можно подводить первые итоги форума. Были  довольно амбициозные заявления, 83 региона, почти тысяча участников, в основном представители регионов. Насколько это все оправдалось?

Гонтмахер: Это действительно так. Все 83 субъекта федерации, иногородних почти 600 человек. Статистика будет оглашена на последнем пленарном заседании. Все, как мы планировали, но это результат очень длительного отбора. Некоторые участники жаловались, но это был отбор. Мы хотели, чтобы приехали люди, которые могут на высоком профессиональном уровне обсуждать вопросы.

Дзядко: Насколько на стадии подготовки, проведения был интерес к мероприятию со стороны администрации президента, правительства?

Гонтмахер: Никакой. В некоторых СМИ бродят слухи, что это якобы кремлевский проект. Ни одного звонка из администрации президента не было в адрес оргкомитета и меня как ответственного секретаря. Все делали сами, как считали нужным. Никакого отношения с точки зрения организации власть к этому не имела. Единственный человек, который у нас присутствует от власти, - это Михаил Федотов. Он возглавляет Совет по правам человека, советник президента. Больше ни одного чиновника нет.

Дзядко: Это хорошо или плохо?

Гонтмахер: Это нормально. Власть часто проводит мероприятия для самой себя. То же самое здесь: гражданские активисты хотят в своем кругу открыто обсудить проблемы, которые нас волнуют.

Дзядко: Не было бы эффективней, если бы диалог гражданского общества состоялся в конечном счете с властью?

Гонтмахер: Нет. Мы не собираемся целью форума ставить выход на диалог с властью. Если он состоится когда-нибудь в какой-нибудь форме, это будет хороший результат, но это не главное. Главное – это артикулировать самим себе наконец. Мы граждане, активные люди, мы хотим понять, что происходит со страной и что с ней делать. Если власть к этому процессу подключится – отлично, мы не возражаем. Но сделать очередную челобитную, просьбу о том, что вы нас послушайте… Это, мне кажется, устаревший подход. Лет 10 назад это, может быть, было бы правильно, когда было все нормально, были деньги и все проблемы ими замазывали. Тогда такой независимый форум был бы не очень интересен. Сейчас, когда есть проблемы, мы имеем право в своем кругу понять, что происходит, и обратиться к обществу.

Дзядко: То есть в каком-то смысле это реализация одного из разошедшихся плакатов с Болотной площади «Вы нас даже не представляете».

Гонтмахер: Согласен. Там еще был лозунг «Мы – это власть». Я считаю, он правильный, потому что если следовать Конституции, власть в России осуществляет народ. А государство нанято, чтобы какие-то функции исполнять. Мы исходим из этого. Помните, как в советское время диссиденты говорили «Соблюдайте вашу Конституцию».

Дзядко: Что для вас будет означать, что сегодняшний форум удался?

Гонтмахер: Качество тех тезисов, которые сейчас готовятся в этих малых кругах. Мы вели предварительную работу – попросили модераторов этих малых дискуссионных групп, чтобы они настроили людей на конкретную конструктивную работу. Например, что нужно сделать в сфере охраны здоровья с точки зрения гражданского общества, чтобы улучшить ситуацию. Пока достаточно тезисов. Таких кругов более 30. Если это будут профессионально выверенные тезисы, которые можно обсуждать дальше, это будет успех. Сейчас мы будем собирать эти тезисы, чтобы огласить их на последнем пленарном заседании.

Дзядко: В справочнике участника Общероссийского гражданского форума написано: «Итогом работы каждого малого круга становятся список из пяти наиболее актуальных в данной теме проблем, описание возможных решений по двум из пяти описанных проблем».

Гонтмахер: Это программа минимум.

Дзядко: Эти решения далее ложатся на стол в соответствующее министерство?

Гонтмахер: Мы предполагаем, что форум будет продолжать свою работу после окончания сегодняшнего мероприятия уже в Интернете, будем проводить дискуссии краудсорсингом по каждой из проблем. Затем как задача максимум мы выйдем коллективно на документ, который будет развернут, где будет и диагностика, и обоснование,  предложение, что делать. Этот документ не будет направлен спецпакетом в администрацию президента или в министерство. Во-первых, все открыто и свободно, любой министр может с этим ознакомиться. Это будет направлено на то, чтобы показать самому обществу, что оно состоялось. Нам любят говорить, что гражданское общество слабое, не с кем поговорить, что есть люди во власти, которые сами знают, что делать. Мы видим, что из этого получается. Наш форум направлен на консолидацию общества и на его сплочение на базе идей, которые, мы надеемся, если будет окно политических возможностей, будут наказом той власти, которая будет эффективна.

Дзядко: То есть все-таки это к власти обращено.

Гонтмахер: Не к нынешней конкретной власти. Если она это возьмет – не вопрос. Я разговаривал как-то с Михаилом Горбачевым, когда он уже не был президентом. Я перечислял, что не сделали во время перестройки. Он сказал: «А где же вы тогда были?» Это примерно из той серии. Мы готовим программу для ее реализации в условиях, когда придет нормальная власть, которая в партнерстве с обществом начнет это делать. Вместе с обществом, а не возьмет себе и замкнется. Надо думать о механизмах работы. Я понимаю, что это идеализм, что надо ждать не один год.

Дзядко: Это работа на какую перспективу? 5-10 лет?

Гонтмахер: Я думаю, это проблема нескольких лет, не десятилетий.  Я думаю, нынешняя структура власти, методы руководства, госуправление скоро дойдут до острого кризиса. У нас главный кризис в стране – кризис государства. Государство как институт просто распадается на глазах. Этот процесс может идти еще несколько лет, но мы видим неэффективность решений, потерю управляемости. Когда возникнет необходимость, вот она – программа действий, а не то что мы сядем и будем с нуля думать.

Дзядко: Все-таки это «теневое правительство».

Гонтмахер: Нет. Мы не строим параллельные государственные структуры, и это не противоречит законодательству и Конституции. Это строительство еще одной ветви власти. В нормальном обществе всегда есть динамическое равновесие: есть государство, представленное определенным аппаратом, есть судебная система, бизнес и граждане, которые объединены исходя из своих интересов. Частично они их реализуют через политическую систему. Но в то же время это общественное мнение: мы фактически пытаемся сформировать некое общественное мнение, что немаловажно. Это существенный элемент жизни любого общества. Общественное мнение часто играет решающую роль.

Другие выпуски