Отдохнувших в Абхазии не будут сажать в тюрьму в Тбилиси

09/10/2012 - 15:32 (по МСК) Ольга Шакина

Новое грузинское правительство, которое, вероятно, возглавит Бидзина Иванишвили, собирается начать новый диалог с Абхазией и Южной Осетией. Кандидат на пост министра реинтеграции Паата Закареишвили уже сказал, что закон «Об оккупированных территориях» необходимо пересмотреть.

Закон, в котором Абхазия и Южная Осетия получили статус оккупированных грузинских территорий, был принят после войны 2008 года, то есть при правлении Михаила Саакашвили. Члены коалиции «Грузинская мечта» еще до своей победы на недавних парламентских выборах говорили о том, что отношения с этими территориями надо выстраивать заново.

Ираклий Аласания, который до войны вел переговоры с Абхазией от имени администрации Саакашвили, говорил, что непризнанные республики смогут вступить в прямые переговоры с Тбилиси. Лидер коалиции Бидзина Иванишвили накануне выдвинул кандидатуру Аласании на пост министра обороны, но это, как считают эксперты, не помешает Аласании участвовать в процессе реинтеграции.

Впрочем, главную роль здесь, конечно, должен будет сыграть Паата Закареишвили. Он уже много лет изучал абхазский и осетинский вопросы, публиковал статьи на эту тему. И сегодня он заявил, что закон времен Саакашвили надо менять.

По этому закону перемещаться между Грузией и оккупированными территориями очень сложно. К тому же он предусматривал выдачу нейтральных паспортов гражданам непризнанных республик – чтобы они могли путешествовать, не пользуясь российскими документами. Но этот проект, как говорит Закареишвили, возможно, не оправдал себя.

Вдобавок ко всему, после войны 2008 года администрация Саакашвили отказалась вступать в переговоры с чиновниками из Сухуми и Цхинвали, настаивая на переговорах с Москвой. И хотя новые власти собираются сменить курс, руководитель телеканала «ПИК» Екатерина Котрикадзе сомневается, что удастся в этом вопросе обойти Москву.

Котрикадзе: Новая власть заявляет о том, что они намерены налаживать народную дипломатию с абхазами и осетинами, но если Россия не позволит Грузии вернуть в состав Абхазии Южную Осетию, то этого не произойдёт даже при огромном желании, даже, если оно будет со стороны Сухуми и Цхинваля.

Глава российского МИД Сергей Лавров сегодня заявил, что Кремль не собирается ни с кем обсуждать судьбу Абхазии и Южной Осетии – якобы потому, что жители этих непризнанных республик сами определились со своим статусом. И коллега Лаврова из абхазского МИДа подтвердил эти слова – он сказал, что ни с каким правительством в Тбилиси не будет дискутировать насчет статуса территории. Впрочем, политолог Гела Васадзе уверен, что у нового министра реинтеграции есть все шансы переубедить абхазских чиновников.

Васадзе: Для нас в данном случае будут играть роль этакого медиатора, а новые власти Грузии почему-то уверены в том, что удастся договориться именно с абхазской стороной. Кстати, при всех минусах, которые многие видят в Грузии в связи с назначением Пааты Закареишвили на пост министра реинтеграции, есть один несомненный плюс - это едва ли не единственный человек в Грузии, с которым абхазы готовы говорить.

Кандидат на пост министра иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе в разговоре с ДОЖДЕМ сказала, что не будет давать комментарии до своего официального назначения. Хотя самое интересное, конечно, это как Грузия будет выстраивать дружеские отношения с Москвой, при этом стремясь в НАТО. Бидзина Иванившили сегодня сказал, что поддерживает прозападный курс своего предшественника – как раз после исторической встречи с ним. Но пока такие заявления, как и планы вовлечения Абхазии и Южной Осетии, остаются теорией. Что будет на практике – вопрос открытый. 
Другие выпуски